Сумская область в эпоху феодализма
Период феодальной раздробленности Руси сопровождался напряженной междоусобной борьбой. Ареной ожесточенных войн между князьями, особенно обострившихся в 40-е гг. XII в., стала и территория нынешней Сумщины. Так, в 1146 г. Путивль осадили черниговские князья Давидовичи и овладели им при поддержке киевского князя Изяслава Мстиславича. В следующем году сын Юрия Долгорукого Глеб захватил Попаш и некоторое время осаждал Въехань и Вырь, но безуспешно. В 1160 г. Вырь вновь был осажден полками черниговских князей [694, с. 505].
Пользуясь феодальными междоусобицами, половцы усилили натиск на русские земли. В XII в. населению Сумщины пришлось вести с ними почти непрерывную борьбу. В 1113 г. половцы во главе с ханами Аепою и Боняком осаждали Вырь, в 1127—1128 гг. они снова совершили нападение на земли края [694]. В 1185 г. в поход против половцев выступили объединенные дружины новгород-северского князя Игоря Святославича, курского и трубчевского князя Всеволода, рыльского князя Святослава и путивльского князя Владимира. Этот поход окончился поражением русских войск и пленением князя Игоря Святославича.
Поражением Игорева войска не замедлили воспользоваться половцы, совершившие в том же году новое нападение на русские земли. Половецкий хан Кза опустошил Путивльское княжество и сжег деревянные укрепления, защищавшие посад Путивля. Хан Кончак разрушил Ромны и другие крепости вдоль Сулы [1023, с. 357, 358].
События местной истории нашли отражение в летописных сводах. Походу на половцев в 1185 г. посвящено, получившее мировую известность высокопатриотическое произведение — подлинный шедевр древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». С Путивлем, в частности, связан исполненный тонкого лиризма поэтический плач Ярославны.
Положительное влияние на развитие культуры, в частности на распространение письменности, оказало принятие христианства. При церквах в то время сосредоточивались собрания книг. Распространение письменности среди разных слоев населения подтверждают надписи и буквы на кирпичах Путивльского храма, на пряслицах [1145, с. 165—174]. В летописном рассказе о взятии в 1146 г. Путивля войском киевского князя Изяслава Мстиславича и его союзников в перечне добычи, доставшейся победителям, упоминаются евангелие в кованом окладе и другие книги [695, с. 334].
О развитии музыкального искусства говорит находка на Вырьском городище фрагментов костяного духового музыкального инструмента типа свирели. Интересным памятником древнерусского зодчества первой трети XIII в. был Путивльский храм, фундамент которого сохранился до наших дней. Основной его объем был прямоугольной формы, с севера и юга церковь имела полукруглые притворы типа апсид. Восточный ее фасад украшали три алтарных круга — апсиды. На Вырьском, Путивльском и Ницахском древнерусских городищах обнаружены многочисленные изделия прикладного искусства, изготовленные ювелирами, резчиками по кости. Большой интерес представляют найденные на Вырьском и Ницахском городищах керамические шашки.
В то время как население Руси и половцы вели между собой напряженную борьбу, над ними нависла смертельная опасность. С востока надвигались монголо-татарские завоеватели. В 1223 г. путивльская дружина принимала участие в битве объединенных сил русских и половцев с монголо-татарами на реке Калке, которая окончилась победой монголов. В конце 1237 г. монгольские орды начали наступление на русские земли, а в октябре 1239 г. полчища восточных кочевников опустошительной лавиной прокатились по территории нынешней Сумщини. Многие населенные пункты края были уничтожены. Летописные города, меньше пострадавшие от нашествия (Путивль, Глухов, Вырь, Ворголь, Липецк) стали центрами удельных княжеств, зависимых от Золотой орды [1024, с. 124; 1045]. Захватчики обложили все население, за исключением духовенства, тяжелой данью в пользу хана и монгольской знати. С этой целью они дважды провели перепись населения русских земель — в 1257 и 1275 гг. Назначенные ханом баскаки (наместники) жестоко угнетали и грабили народ. В 1283 г. баскак Ахмат основал на землях Воргольского и Липецкого княжеств две слободы, жители которых, пользуясь его заступничеством, грабили окрестные села, убивали людей. Когда же воргольский князь Олег и липецкий князь Святослав напали в ответ на слободы Ахмета, в их княжества по просьбе баскака ворвалось войско хана Ногая. В январе 1284 г. оно разорило большинство населенных пунктов на территории Липецкого и Воргольского княжеств, захватило здесь много пленных, имущества, скота [1024, с. 305, 307, 310, 311; 1061; 930].
В 1352 г. в Глухове вспыхнула страшная эпидемия, от которой «…ни один человек не остася, вси изомроша». Так прекратило существование Глуховское удельное княжество. Земли нынешней Сумщины еще больше опустели. Но как ни обезлюдел край, жизнь здесь продолжалась. Население даже торговало, поддерживая старые связи с Византией и Западной Европой. Одним из крупнейших княжеств Северщины во второй половине XIII — первой половине XIV в. было Путивльское. С конца XIII в. путивльские князья, сохраняя за собою Путивль, время от времени получали ярлыки и на Киевское княжество [1024, с. 314, 315]. С 20-х годов XIV в. в летописях упоминается Глииск, с конца XIV в.— Бурынь, Хотень (нынешнего Сумского района), Мельня (Конотопского района) [1062, с. 46; 1178, с. 230; 1020].
Воспользовавшись ослаблением русских земель в результате монголо-татарского ига и феодальной раздробленностью, Великое княжество Литовское в 50— 60-х гг. XIV в. захватило Чернигово-Северщину [1021], в т. ч. значительную часть территории нынешней Сумщины, включая Ромны и Путивль. Путивль вошел в состав Киевского воеводства и стал центром уезда, которым правили наместники, назначаемые великими литовскими князьями [983]. Вместе с тем город оставался резиденцией путивльских князей. Путивльский уезд состоял из ряда волостей, управляемых сотниками. В копце XIV в. в состав уезда входили волости Хотенская, Меленская, Быринская (их центрами были нынешние с. Хотень Сумского района, с. Мельня Конотопского района, г. Бурынь) и другие [1020]. В период феодальной раздробленности в основном на землях юго-западной части бывшего Древнерусского государства началось формирование украинской народности, близкой по хозяйственному быту, культуре, языку русской и белорусской народностям и связанной с ними общностью происхождения и религии. В XV—XVII вв. территория, на которой формировалась украинская народность, расширилась в результате заселения юго-восточных окраин крестьянами-беглецами, возникновения казачества, основания Запорожской Сечи и освоения Слобожанщини.
Стремясь создать на Украине надежную опору для своего господства, великие литовские князья стали подтверждать права и привилегии местных феодалов, а с 80-х гг. XV в. и раздавать земли во временное и вечное владение. Так, Глинском и землями вокруг него владели князья Глинские [824, с. 9; 1062, с. 44]. Глинск был подарен великим князем литовским Витовтом служившему у него татарскому князю Лексе (Лексаде) — родоначальнику династии Глинских. В 1482 г. великий князь литовский Казимир подарил князю Р. Волконскому два села в Путивльском уезде, а в 1484 г. подтвердил своей грамотой права путивльского боярина Демида на с. Чаплищи, землю Терн с озерами и угодьями. В 1499 г. великий князь литовский Александр утвердил за дворянином Сорокой имение, купленное последним у путивлянки Арины Митковны [1020, с. 214, 15 245; 627]. Магнаты подчинили себе всю экономическую и политическую жизнь края. В зависимости от них находились не только мещане и крестьяне, но и мелкая и средняя шляхта. Особенно тяжелым было положение беднейших слоев крестьян и мещан.
С конца XV в. заметно усилилось развитие ремесла как в феодальных имениях, так и в городах. В первой и особенно во второй половине XVI в. возросло число ремесленников различных специальностей — сапожников, портных, бондарей, плотников, слесарей, кузнецов, гончаров и других.
Развивалась торговля. Крупным торговым центром в XIV—XV вв. был Путивль, через который проходил торговый путь из Львова в Москву. В городе была таможня, где собиралась пошлина с купеческих караванов и отдельных купцов. Таможня приносила значительную прибыль, и литовские князья сдавали ее на откуп. Так, в июле 1495 г. великий князь Александр за 800 «грошей широких» предоставил право Ф. Ново-крещенному в течение трех лет собирать пошлину в Путивле [627, с. 74, 75].
С середины XVI в. усилилась экспансия Польши. После Люблинской унии 1569 г. (объединения Великого княжества Литовского с шляхетской Польшей в федеративное польско-литовское государство — Речь Посполитую) на захваченных украинских землях расширилось крупное землевладение, возрос феодально-крепостнический и национально-религиозный гнет. Польские магнаты стремились путем окатоличивания и полонизации украинского населения разорвать его религиозные и культурные связи с русским и белорусским народами. Страшным бедствием для населения края в конце XV в. были нападения крымских татар. В 1481 г. ордынцы опустошили земли в верхнем течении Сейма, Суды и Пела. По-видимому, именно в это время были уничтожены населенные пункты обширной Торговицкой волости (на месте бывшей Торговицы ныне расположено с. Сарановка Конотопского района), обезлюдел Роменский уезд. В 1492 г. крымцы разорили много селений близ Путивля [1237; 1002, с. 238; 906]. Завершение формирования Русского централизованного государства создало благоприятные условия для усиления освободительной борьбы народных масс против польских и литовских феодалов и турецко-татарской агрессии. В последней четверти XV в. участились случаи переселения крестьян и мещан с украинских земель, подвластных литовским феодалам, в пределы Русского государства. Движение народных масс, стремившихся защитить себя от гнета польских и литовских феодалов и католической церкви, соответствовало стремлению Русского государства объединить в своих границах все восточнославянские земли, входившие ранее в состав Киевской Руси. Порвать с Литвой стремились также украинские и белорусские феодалы. В начале 1500 г. к России перешли с «отчинами» и «волостями» князья С. Бельский, В. И. Стародубский, В. И. Шемячич Новгород-Северский. Вслед за этим началась литовско-русская война. В 1503 г. между Великим княжеством Литовским и Русским государством было подписано перемирие, по которому к России отошла значительная часть территории с Черниговом, Стародубом, Трубчевском, Новгородом-Северским, Путивлем, Рыльском и другими городами (всего 319 городов и 70 волостей) [971].
В связи с началом в 1507 г. новой войны между Русским государством и Великим княжеством Литовским активизировалось освободительное движение на Украине. Этим решила воспользоваться аристократическая семья Глинских, во главе которой стоял Михаил Глинский — влиятельный православный магнат. Он установил связь с великим князем московским Василием III и попытался силой оружия присоединить украинские и белорусские земли к России. После нескольких неудачных попыток поднять местных феодалов М. Глинский осенью 1508 г. отступил вместе со своими сторонниками на территорию Русского государства. Расширение границ Русского государства и укрепление их засечными линиями на юго-востоке способствовало охране не только южных русских земель, но и Северской и Слободской Украины. В 1518 г. путивльский гарнизон отразил нападение ордынцев [1237]. Для лучшей организации станичной и сторожевой службы русское правительство заселяло южные пограничные земли русскими служилыми людьми, а также украинскими казаками, которых с 40-х гг. XVI в. стало брать на службу для охраны границ. В борьбе с чужеземными захватчиками формировалось боевое содружество трудящихся Украины и России. В 1556 г. к выступившим из Путивля в поход против Крымского ханства русским войскам во главе с воеводой Ржевским присоединились каневские казаки [646, с. 487; 909]. С конца XVI в. украинские казаки уже целыми отрядами несли сторожевую службу в Путивле и других местах.
В XVI в. в России усилилась эксплуатация феодально зависимых крестьян. Массовыми стали побеги крестьян и холопов из центральных районов в южные, в частности на Путивльщину. Сюда же, спасаясь от преследований, бежали после поражения под Москвой в сентябре 1603 г. участники антифеодального восстания под предводительством Хлопко. Возмущение беглых холопов феодальными порядками находило широкий отклик в среде путивльских служилых людей, посадского населения и крестьянства, недовольных тяжелой пограничной службой и ростом повинностей. К середине 1606 г. отдельные восстания вылились в крестьянскую войну под предводительством И. И. Болотникова. В Путивле Болотников сформировал основное ядро повстанческой армии. Большую помощь оказал ему сведущий в военных делах путивльский стрелец Ю. Беззубцев. Он стал одним из ближайших и наиболее выдающихся сподвижников крестьянского вожака. Полководческий талант Ю. Беззубцева сыграл важную роль в разгроме царских войск под Кромами и в других битвах [1206]. Из Путивля И. И. Болотников рассылал «листы» с призывом к борьбе с феодалами, сюда привозили на расправу пленных воевод.
По приглашению путивлян в начале 1607 г. в город привел войско в несколько тысяч человек Лжепетр — донской казак Илейка Муромец, выдававший себя за сына царя Федора Ивановича. В Путивле в ряды его армии влилось много новых повстанцев.
Двухмесячный период осады Болотниковым Москвы — кульминационный пункт восстания, охватившего более 70 городов страны. После ряда неудачных сражений Болотников вынужден был укрыться в Туле (июнь 1607). Восставшие оборонялись с большим упорством на протяжении четырех месяцев. Лишь после лживого обещания Шуйского сохранить жизнь всем повстанцам ворота города 10 октября 1607 г. были открыты. Но царь не сдержал своего слова: И. И. Болотников и И. Муромец были казнены. Крестьяне потерпели поражение, но их восстание явилось первым крупным актом борьбы трудового народа за свободу, важным этапом в формировании его революционно-демократических традиций.
В начале XVII в. Польша усилила агрессию против Русского государства. В 1618 г. она воспользовалась ослаблением России от войн и отторгла от нее по Деулинскому перемирию Чернигово-Северщину. Для защиты своих границ от агрессии со стороны Крыма Русское государство соорудило Белгородскую оборонительную линию, начинавшуюся у Ворсклы. В 1640 г. был построен город-крепость Вольный (ныне с. Вольное Великописаревского района). Белгородская линия прикрывала от вражеских нападений значительную территорию, заселявшуюся украинцами, бежавшими с захваченных Польшей земель. Много переселенцев направлялось и на Путивльщину. Выступая в 1621 г. на Земском соборе, русский царь говорил, что в 70 местах Путивльского уезда украинцы основывают слободы (отсюда — название Слободская Украина), строят остроги и занимаются разными промыслами [901]. Спасаясь от преследований польской шляхты, через границу переходили не только отдельные беглецы, но и большие группы казаков и крестьян. 21 февраля 1636 г. запорожский сотник Михаил Кадыченко обратился к путивльскому воеводе с просьбой разрешить 300 украинским казакам вместе с семьями поселиться в Путивле или в другом месте на территории России, на что получил согласие [646, с. 166, 167]. Особенно много украинских переселенцев хлынуло на русские земли после поражения крестьянско-казацких восстаний 30-х гг. XVII в. «Да и многие, государь, литовские люди (украинцы — ред.) приходят в Путивль на твое государево имя ежедень женатые и холостые» [646, с. 208], сообщал в 1638 г. в Москву путивльский воевода Н. Плещеев. Летом 1638 г. 10 тыс. украинских казаков во главе со старшиной В. Ф. Иванкиевым пришли к Путивлю и оставались здесь, пока решался вопрос о месте их поселения [646, с. 279, 280).
В 30—40-е гг. на территории современной Сумщины украинскими переселенцами были основаны Чупаховка, Олешня, Бобрик, Каменное, Недригайлов, Ахтырка, Будилка, Боровенька, Межирич и другие населенные пункты [1091]. Как и в предыдущие времена в XVI в.— первой половине XVII в. подавляющее большинство населения занималось земледелием и скотоводством. В земледелии преобладала трехпольная п залежная системы. Для обработки почвы применялись плуги, сохи. Выращивали рожь, пшеницу, овес, просо, гречиху и горох, из огородных культур — дыни и разные овощи, в садах — вишни. Наряду с земледелием и скотоводством развивались промыслы — мукомольный, винокуренный, пчеловодческий и др. В 1628 — 1629 гг. в Путивльском уезде насчитывалось 266 бортных уходов. Многие пасеки располагались по берегам рек Пела, Сулы, Терна, Олынанки, Братеницы. Строились буды (селитроварни). Развивалась торговля. В 1621 г. путивльский воевода сообщал в Разрядный приказ, что русские торговые люди ездят на Украину, а украинские — в Россию «беспрестанно» [646, с. 18]. Положение народных масс было тяжелым, особенно на территории, находившейся под властью Польши, которая осуществляла жестокую политику колонизации и насилия. Польские магнаты захватывали огромные пространства земель с городами и селами. Так, г. Глухов, села Волокитино, Кочерги, Дубовичи и многие другие принадлежали Песочинскому, г. Конотоп и окрестные села — Осолинскому, села Полошка, Обложки, Тулиголово, Уланово — Новгород-Северскому доминиканскому монастырю [1002, с. 206, 359, 378, 429, 440— 443, 464, 474, 475, 481]. Город Ромны, Глинск, Липовая Долина входили в состав необъятных владений князей Вишневецких, на землях которых было расположено около 40 тыс. крестьянских хозяйств [824, с. 12, 13]. Магнаты отбирали у крестьян землю и превращали их в своих подданных. Преследовались украинские культура и язык, насаждалось католичество. Большим бедствием для населения края была анархия, царившая в Польском государстве. Враждовавшие между собой шляхтичи нападали на имения друг друга, грабя и разоряя при этом крестьянские хозяйства, дворы мещан. В мае 1644 г. И. Вишневецкий с большим отрядом, вооруженным даже пушками, захватил Ромны, отданные незадолго перед этим польским королем Владиславом IV надворному маршалу А. Казановскому. В июле 1646 г. Вишневецкий с помощью оружия овладел также Глинском, Олешней и Ахтырским острожком [646, с. 412; 1239].
В ответ на усиление феодального и национально-религиозного гнета в первой половине XVII в. по Украине прокатилась волна народных восстаний. Население края принимало в них активное участие. Так, в повстанческих отрядах Тараса Федоровича, Павлюка, Я. Острянина, К. Скидана было много жителей Ромен и окрестных сел. В мае 1638 г. в Ромнах вспыхнуло восстание против сторонников шляхетской Польши [907; 930; 646, с. 216].
Несмотря на польско-литовское владычество и опустошительные нападения крымских татар в XIV — первой половине XVII в., в условиях консолидации украинской народности продолжала развиваться культура, в частности народное творчество: устная поэзия, нашедшая особо яркое отражение в песнях и думах, народная музыка, вышивка, резьба по дереву. После жестокого подавления польскими властями крестьянско-казацких восстаний 1637—1638 гг. феодальный гнет на Украине значительно усилился. В результате обострились социальные и национальные противоречия, вылившиеся в общенародное выступление — освободительную войну. Возглавил ее Богдан Хмельницкий, который был выдающимся государственным деятелем, искусным полководцем и мудрым дипломатом, великим сыном своей эпохи, поднявшимся, вопреки своей социально-классовой принадлежности, до понимания прогрессивных задач времени, коренных национальных интересов народа. Запылало и Левобережье. Украинские купцы, прибывавшие в Путивль, рассказывали, что «из тех… городов изо всех паны, и державцы, и урядники, и ляхи… все выбежали с женами и с детьми за Днепр», спасаясь от мести народных масс.
Летом крестьянско-казацкое войско освободило от шляхты земли Конотопщины, Глуховщины, Роменщины и др. Здесь формировались казацкие сотни, вливавшиеся в полки Б. Хмельницкого. Так, в начале июля 1648 г. была сформирована сотня Запорожского войска в Глухове [994]. Жители Сумщины, как и весь украинский народ, выражали горячее стремление к воссоединению Украины с Россией. С особой силой оно проявилось во время освободительной войны украинского народа 1648—1654 годов.
На старшинской раде, состоявшейся после победы под Корсунем, было решено обратиться к русскому правительству с просьбой оказать помощь и принять Украину в состав Русского государства. 8 июня 1648 г. Богдан Хмельницкий обратился к царю Алексею Михайловичу с письмом, в котором, выражая стремление всего украинского народа, писал: «зичили бихмо собі самодержця господаря такого в своєій землі, яко ваша царская велможніст православний хрестиянский цар». Богдан Хмельницкий не раз обращался к русскому
правительству через воевод пограничных русских городов, в частности Путивля, с письмами, в которых сообщал о коварных замыслах польских панов против Украины и Русского государства, о желании украинского народа воссоединиться с Россией, и просил оказать военную помощь в борьбе с польскими угнетателями. Весной 1649 г. население Конотопа торжественно принимало первое русское посольство во главе с Г. Унковским, направлявшееся к Б. Хмельницкому, Конотопский сотник И. Рыбальченко, атаман С. Пивоваров и более 100 казаков с хоругвями выехали навстречу посланцам русского народа, встретили их верстах в десяти от Конотопа и, сопровождая в город, рассказывали по дороге членам посольства о горячем желании всего украинского народа воссоединить Украину с Россией [647, с. 62, 63, 210, 211].
Во время освободительной войны усилилось переселение украинских казаков, крестьян и мещан в пределы России, в частности на земли Сумщины. Путивльские воеводы сообщали в Москву о поселении больших групп украинцев в районе Недригайлова в июле 1648 г. и в Путивльском уезде в июне 1649 г. [972, с. 62].
С самого начала освободительной войны Русское государство оказывало украинскому народу широкую военную и экономическую помощь. Оно способствовало развитию беспошлинной торговли между Россией и Украиной, благодаря чему Украина шире вовлекалась во всероссийский рынок. Большинство купеческих обозов шло через Путивль. Торговые связи осуществлялись и через другие города края. В марте 1649 г. вольновский воевода сообщал в Москву, что через Вольный ежедневно проезжает два—три купеческих обоза по 50—100 возов каждый [647, с. 137].
Население Сумщины принимало активное участие в событиях освободительной войны, в борьбе украинского народа за воссоединение Украины с Россией. Летом 1649 г. по призыву Б. Хмельницкого к казацкому войску присоединились многие жители Ромен и крестьяне Роменщины [647, с. 214, 215]. Важную роль в годы освободительной войны играл Путивль. Через пограничный город Россия отправляла на Украину транспорты с продовольствием и военным снаряжением. А с Украины сюда нескончаемым потоком двигались переселенцы, оседавшие с разрешения русского правительства на землях Слобожанщины. Ведя переговоры с Москвой, Б. Хмельницкий часто прибегал к посредничеству путивльских воевод. В свою очередь путивльские воеводы постоянно информировали русское правительство о событиях на Украине. 4 мая 1652 г. шляхтич М. Длусский сообщал коронному хорунжему А. Конецпольскому: «Гонец (Хмельницкого) почти два раза в неделю ездит с письмами в Путивль, а оттуда через другие пункты вплоть до столицы» [661, с. 62].
Особенно активно население края включилось в борьбу против польско-шляхетского господства после заключения в 1651 г. крайне тяжелого для Украины Белоцерковского договора, по условиям которого шляхта начала возвращаться на Левобережную Украину. В феврале 1652 г. глуховские казаки во главе с сотниками Сахно и Черное Лихо разгромили польский отряд и переселились на земли России. В марте 1652 г. с приближением к Конотопу польского отряда, жители города и уезда покинули обжитые места и отправились в Россию искать лучшей доли. Тогда же польское войско осадило Ромны, но все население поднялось на защиту города и не пустило в него шляхтичей. А летом 1652 г. Ромны стали одним из центров мощного крестьянского восстания, направленного против польских феодалов [969].
С одобрением встретило население края решение Земского собора от 1 октября 1653 г. о воссоединении Украины с Россией. 1 ноября 1653 г. в Путивль прибыло и задержалось здесь почти на два месяца полномочное посольство во главе с боярином В. В. Бутурлиным, которому русское правительство поручило оформление исторического акта воссоединения Украины с Россией. 22 декабря 1653 г. русское посольство, направлявшееся к Б. Хмельницкому, приветствовало население первого на пути к Переяславу украинского села Карабутова (ныне Конотопского района). Переяславская рада явилась завершающим актом освободительной войны. В январе 1654 г. жители Конотопа, Глухова, Кролевца, Ромен, Глинска, Липовой Долины и многих других населенных пунктов приняли присягу на верность России [648, с. 427, 448, 517, 537, 538, 541].
Воссоединение Украины с Россией, несмотря на то, что во главе России стояли тогда царь и помещики, имело огромное прогрессивное значение для дальнейшего политического, экономического и культурного развития украинского и русского народов. Историческое значение решений Переяславской рады для украинского народа состояло прежде всего в том, что, воссоединившись с Россией в пределах единого Русского государства, Украина была спасена от порабощения шляхетской Польшей и поглощения султанской Турцией. Актом воссоединения украинский народ закрепил свою тесную и неразрывную связь с русским народом, в лице которого он нашел великого союзника, верного друга и защитника в борьбе за свое социальное и национальное освобождение. Воссоединение способствовало росту производительных сил России и Украины, взаимообогащению культур двух братских народов [11].
Во второй половине XVII в. южная окраина Русского государства — Слободская Украина интенсивно заселялась многочисленными выходцами с Правобережной Украины, которые бежали сюда, спасаясь от гнета польских панов и преследований католической церкви. Переселенцы в 50-е гг. основали Сумы, Лебедин, Терны, Ворожбу, Журавное, Боромлю, Тростянец, Стецковку, Сыроватку (ныне Нижняя Сыроватка). В 60-е гг. возникли села Великая Писаревка, Мирополье, Марковка, Низы, Речки, Тимофеевка. Переселенческое движение на Слобожанщину с Правобережной Украины, которая по Андрусовскому договору 1667 г. оставалась под властью Польши, еще больше усилилось в 70—80-е гг.
XVII в. Тогда были основаны Белополье, Бишкинь, Выстороп, Михайловка (Лебединского района), Кириковка, Рясное и другие населенные пункты [1091, с. 92—94, 104, 108].
После воссоединения Украины с Россией северная и юго-западная части современной Сумщины (за исключением Путивльского уезда) вошли в состав Левобережной Украины, подчинявшейся гетманскому правлению. Здесь находились Ямпольская, Воронежская, Кролевецкая, Конотопская, Шаповаловская, Глуховская сотни Нежинского полка; Глинская, Смеловская, Роменская, Константиновская, Липоводолинская — Миргородского, а с 1658 г.— Дубенского полка; Грун-ская и Куземинская — Гадячского полка [1027; 1002]. Юго-восточная часть современной Сумщины относилась к Слобожанщине и подчинялась в административном и военном отношении белгородскому воеводе. На этой территории со второй половины 50-х гг. XVII в. существовали два слободских полка — Ахтырский и Сумский [1090]. В 1708 г. они вошли в состав Киевской губернии, а в 1718 г. были подчинены киевскому генерал-губернатору. В 1726 г. слободско-украинские полки перешли в ведение Военной коллегии. В 1732 г. их превратили в полки армейские. Дети и родственники реестровых казаков, подпомощники и подсоседки были обложены подушной податью. В 1743 г. привилегии казаков были восстановлены. Путивль с уездом входил в состав России. Административное деление того периода отражало особенности исторического развития разных частей края.
Одним из социальных результатов освободительной войны 1648—1654 гг. было временное ослабление феодально-крепостнической системы на Украине. На той части Сумщины, которая вошла в состав Левобережной Украины, было ликвидировано крупное землевладение польских панов и католической церкви, имения которых перешли в распоряжение вновь созданной старшинской администрации. Остались владения православных монастырей, украинской средней и мелкой шляхты и казацкой старшины.
Старшинское землевладение существовало в двух основных формах: ранговые земли, предоставляемые старшине в виде награды за службу на командных должностях Запорожского войска, и земельные пожалования, не зависящие от служебного положения. Они были постоянной или временной личной собственностью («зуполное» владение, «на подпору дома», «до ласки войсковой») ^ На землях изгнанной польской шляхты и католической церкви были образованы войсковые села, подчиненные гетманско-старшинской администрации. Претерпела определенные изменения социальная структура тогдашнего общества. Крестьянам и мещанам открылись широкие возможности для перехода в казацкое сословие, пользовавшееся значительными привилегиями и освобожденное от ряда тяжелых податей и повинностей.
Продолжала еще практиковаться займанщина: крестьяне и казаки явочным порядком занимали свободные земли, обрабатывали их и даже продавали. Институт займанщины не был юридически оформлен, он действовал как форма обычного права. Существовали также общественные земли. Господствующий класс не только сохранил крупное землевладение, но и увеличивал его. С ростом феодального землевладения казацкая старшина и православная церковь усилили эксплуатацию крестьян, казаков и городской бедноты. Так, борзенский сотник, впоследствии генеральный обозный П. Забила, получив по царской грамоте в 1656 году села Обтово, Клишки, Погореловку, Реутинцы и Лушники (позже объединенные с Чаплиевкой Шосткинского района), превратил живших здесь крестьян в своих подданных. Он их жестоко эксплуатировал и притеснял. Присваивая землю и имущество казаков и крестьян, Забила и его потомки не останавливались ни перед чем. В конце XVII в. Д. Забила оклеветал реутинского крестьянина Д. Черного, обвинив его в преступлении. На виду у всех избив крестьянина палками, он отобрал у него землю, пасеку, мельницу. Когда Черный обратился с жалобой к гетманскому правлению и добился письменного приказа о возвращении отобранного имущества, Забила арестовал Черного, и тот бесследно исчез [1002, с. 321, 323, 397, 399].