Колочава, Межгорский район, Закарпатская область
Колочава — поселок городского типа (с 1976 г.), расположенный в горной долине между полонинами Стрымбой, Дарвайкой, Барвинком, Красной и Ружей. Через поселок протекает речка Колочавка, приток Теребли. Население — 5720 человек. Поселковому Совету подчинены села Горб и Мерешор.
Поселок основали в начале XV в. [896, с. 170] беженцы из низинных сел, скрывавшиеся в горах от притеснений феодалов. Название его происходит от речки Колочавки.
О жителях Колочавы чешский писатель Иван Ольбрахт писал: «Это правнуки бунтарских невольников, бежавших от плети и виселиц подстарост и атаманов пана Иосифа Потоцкого, правнуки восставших против грабежа румынских бояр, турецких панов и мадьярских магнатов» [855, с. 255].
В глубоких ущельях беглецы на некоторое время находили приют и свободу. Строили себе хижины с маленькими окнами, глиняным полом, соломенной или деревянной крышей без трубы, с очагом посередине. Со временем хижины обрастали жилищами сыновей и родственников, хутора разрастались и превращались в «уголки» — приселки, где жили однофамильцы. За таким приселком обычно сохранялось первоначальное название — от речки, от фамилии первого поселенца и пр. Центром Колочавы стал хутор Лаз (лазы — урочища, лесные сенокосы, поляны, к которым нужно было добираться— «пролезать» сквозь лесные чащи). Основным занятием жителей Колочавы было скотоводство. Этому способствовало обилие трав на высоких полонинах, где мог выпасаться скот. В лесах водилось много зверя, поэтому был развит охотничий промысел. Чтобы обеспечить себя хлебом и овощами, жители села выкорчевывали леса, сжигали деревья, а освободившиеся участки земли обрабатывали, выращивали на них рожь, капусту, овес, а позже и кукурузу. Со временем здесь начали заниматься также бондарством и столярничеством.
В эпоху средневековья территория вдоль Теребли переходила от одного феодала к другому. С 1365 г. в долине реки 6 осадков принадлежали валашским феодалам Балку и Драгу, затем — наследникам последнего Драгфиевцам. В первой половине XV в. эти земли достались феодалам Билкеям. В 1463 г. они передали их своим родственникам дворянам Урмезеям. С этим событием и связано первое письменное упоминание о Колочаве [857, с. 160].
После 1526 г. долина Теребли вошла в состав Семиградского княжества. Все находившиеся в ней леса как собственность эрара были отнесены к Хустской казенной домипии, а население подчинено Хустскому замку. Через некоторое время Хустский замок стал собственностью венгерских королей, затем снова не раз переходил из рук в руки.
Феодалы не мирились с тем, что на их землях и в лесах проживают независимые поселенцы. Панские гайдуки находили беженцев и заставляли отрабатывать барщину — три дня в неделю, а также платить натуральные и денежные поборы. Для сбора дани посылались специальные отряды — «бандерии».
В записи, сделанной в Нижнем Синевире, говорится о том, что бандуры (участники бандерий) собирали дань: за землю — десятую часть урожая, за вола — сороковую, за коня — две сороковые; за членов семьи каждый женатый человек платил поголовщину. Но этим повинности крестьян не ограничивались. Грабила колочавцев и церковь. В той же записи сказано, что поп брал воз сена, бадью кукурузы, или две — овса, сани дров, а пан был очень злой, издевался над людьми и налагал на них много податей. Население Колочавы страдало не только от феодальной эксплуатации, но и от стихийных бедствий. В 1530 г. на Мараморощине зафиксирован «мор». В 1555, 1600, 1648, 1698—1701 и другие годы в этом районе были эпидемии. В 1541—1544, 1696 и последующие годы налетала саранча [859, с. 83—92]. Голод постоянно на протяжении веков сопутствовал бедному населению.
Разоряли крестьян и феодальные войны. В 1657 г. семиградский князь Дьердь II Ракоци отправился из села Вышкова долиной Теребли в Польшу воевать за королевский трон. По дороге он забрал в войско большое количество крестьян.
В ответ на этот поход в Закарпатье вторглась польская армия, которая сожгла и разрушила много населенных пунктов. Возвращаясь в Польшу с награбленным добром вдоль Теребли, шляхтичи на своем пути опустошили и Колочаву. Нападения польских панов совершались и позднее.
Терпело село лишения от австрийских войск после захвата Закарпатья Габсбургами. Все усиливающийся социальный гнет приводил к обострению антифеодальной борьбы. Крестьяне убегали в глухие горные и лесные места, вступали в отряды народных мстителей, которые на протяжении XVI—XIX вв. действовали в Карпатах. В 1703—1711 гг. они принимали участие в освободительной войне венгерского народа против Габсбургов. После поражения в войне многие из ее участников, спасаясь от казни, прятались на Мараморощине, особенно в ее северо-восточной лесистой местности.
Сюда же направлялись беглецы из Галичины и других областей, прельщаясь обещанием льгот — освобождения от феодальных повинностей на 10—12 лет. Вследствие этого и в связи с началом широких лесоразработок население Колочавы быстро росло. Если в 1720 г. здесь насчитывался 51 двор и 200—250 жителей, то в 1838 г. в селе, включая приселки, проживало 2340 человек. В 1784 г. император Иосиф II издал распоряжение о переписи крестьян, проживавших близ границы, об обмере земельных владений и объединении разбросанных одиночных селений Верховины, хуторов, «уголков» и приселков. Начатое дело не было доведено до конца. Никаких данных о количестве дворов и населения Колочавы во второй половине XVIII в. не сохранилось.
И в XIX в. колочавцы продолжали страдать от феодальных повинностей и малоземелья. Количество жителей возрастало, а пахотной земли было мало — всего 530 хольдов на 1000 человек взрослого населения. Это вынуждало крестьян наниматься рубить лес, пасти скот и на другие работы. Часто случались неурожаи, стихийные бедствия, свирепствовал голод. Над дверями сельской церкви сохранилась надпись, где упоминается о 1789 годе: «Тогда бе великий голод» [1019, с. 70]. В селе не было ни врача, ни фельдшера. Жители занимались самолечением. Власти не удосужились открыть здесь даже начальную школу. Освобождение от крепостничества во время буржуазной революции 1848—1849 гг. было, фактически, и освобождением большой части крестьян от земли в пользу помещиков и государства. Сумма выкупа устанавливалась в размере 20-кратного годового дохода помещика от упраздненных повинностей. Важное значение в крестьянском хозяйстве Колочавы имели участки земли, очищенные от пней и кустарников и превращенные в пашни и луга упорным, тяжелым трудом многих поколений крепостных. После реформы на эти земли предъявили свои права помещики. Имущественное неравенство еще более усилилось. Постепенно все лучшие земли, леса и полонины захватили кулаки и униатская церковь.
По переписи 1900 г., в Колочаве и приселках проживали 2724 человека, в т. ч. украинцев — 2438, немцев — 252, венгров — 33, словаков — 1. Взрослого населения было 1094 человека, из них в сельском хозяйстве работали 845. Селу принадлежало 22 397 кадастральных хольдов земельных угодий, в т. ч. пахотных — 530, пастбищ — 7071, лесов и кустарников — свыше 13 000 хольдов. Три крупных землевладельца имели каждый более чем 100 хольдов земли, 191 хозяйство относилось к середняцким, 192 хозяйства — к бедняцким. Бедняки существовали за счет работы по найму [699, с. 599].
Большая часть крестьян жила в ужасной нищете. Каменистая почва их наделов не поддавалась обработке мотыгой. Бедняцкие семьи только в праздничные дни видели хлеб, да и то овсяный. Не лучше было и тем, кто работал на лесоразработках и лесосплаве, за ничтожную плату они рубили лес и подвозили его к речке для сплава.
Материальные лишения и безработица гнали многих жителей Колочавы в Венгрию, Чехию, Бельгию, Францию, Германию, Америку. Но и там их ожидала тяжелая доля.
Статистика не упоминает о наличии в селе в тот период больницы и библиотеки. Зато было четыре кабака и две церкви. Только 224 жителя умели читать и писать, остальные, т. е. 92 проц. населения, грамоты не знали. В 1899 г. здесь была основана начальная школа. В 1908—1909 гг. в ней один учитель обучал 38 детей в возрасте от 6 до 11 лет [417, с. 35].
Первая мировая война принесла трудящимся военные реквизиции, мобилизацию в армию. Новые несчастья дополнительным бременем легли на плечи крестьян. Австрийскими войсками была разрушена шоссейная дорога Буштына — Синевир, и Колочава оказалась отрезанной от внешнего мира [958, с. 284].
И все же сюда дошел отзвук Великого Октября. Победа социалистической революции в России в 1917 г. пробудила у колочавцев революционные настроения. Осенью 1918 г. в село вернулись военнопленные, участники революционных боев в России С. Лугош, Т. Булик, Д. Малета, Г. Ковач и другие. Они рассказывали об увиденном и пережитом, поднимали бедных крестьян на борьбу против эксплуататоров.
В сентябре — октябре 1918 г. в селе прошли собрания, демонстрации, а 7 ноября, в первую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, крестьяне взяли власть в свои руки, разгромив жандармерию и нотарское управление. Нотар бежал в Воловое, а жандармы вместе с их начальником — в Синевир [896, с. 35].
Трудящиеся организовали революционный Совет, включив в его состав односельчан — очевидцев революционных событий в России. Руководителем Совета избрали С. Лугоша, старостой села — В. Дербака. Революционная власть проводила конфискацию имущества богачей и раздел его между беднотой. Однако через несколько дней с карательным отрядом возвратился в село нотар, и началась расправа с восставшими. Несколько человек было убито, а Степан Лугош и другие арестованы и отправлены в мараморош-сигетскую тюрьму. Многих колочавцев пытали на месте, части из них удалось бежать из села. Местные власти добивались, чтобы, якобы «в интересах общественного порядка», Мараморош-Сигетский трибунал или Волоский окружной суд немедленно провел следствие по делу крестьян, арестованных «за участие в бунте в Колочаве» [659, с. 82, 83].
В марте — апреле 1919 г., когда в Венгрии победила Советская власть, в Колочаве был избран Совет рабочих, крестьян и солдат в составе И. Иваныша, Я. Маркуся и других, которые после оккупации села румынскими войсками продолжали борьбу за Советскую власть в Русинской Красной гвардии.
Революционные выступления крестьян Колочавы не прекращались в продолжение всего 1919 г. Румынские оккупанты ограбили село на 41,5 тыс. крон [659, с. 286]. Не лучше стало и после прихода на смену румынским чехословацких оккупантов в сентябре 1919 г. 6 марта 1920 г. начальник Воловского окружного управления доносил Мукачевскому жупанскому управлению: «Сегодня явилась ко мне депутация из Колочавы и просила выдать паспорта себе и своим семьям —18 семей с 77 членами,— чтобы поехать на сезонные работы в Банат. Свое заявление мотивируют тем, что не имеют возможности прокормиться». Далее в донесении говорится о неудовлетворительном обеспечении округа, однако, «если бы и имелось достаточно продуктов, бедное население не имеет денег, чтобы купить самое необходимое. Оно продало все, что имело, последний скот, и проело. А теперь стоит перед неумолимым голодом» [659, с. 224, 225]. Чешский писатель коммунист Иван Ольбрахт длительное время жил в Колочаве и ее окрестностях, собирая народные сказания и документальные материалы. Ряд его очерков о тяжелой судьбе колочавцев опубликован на страницах коммунистической и прогрессивной печати. В одном из них он писал: «В узких лощинах, на склонах, где леса оставили небольшие места для лугов, и вверху на полонинах живут люди. Обитают они в хатах, подобных избушкам на курьих ножках или, если они одна возле другой — похожи на грибов-козарей под березами. Мужчины пахнут ветром, а женщины — домашним дымом. Они — пастухи и лесорубы, потому что еще не достигли стадии земледелия, а плуга в этих краях еще не изобрели… Урожая с огорода едва хватало до рождества, потому что мешков с кукурузой и пшеницей к хатам никто не привозил. У детей пухли животы, а у матерей не было в груди молока для новорожденных… Был голод, хоть кричи и умирай» [1233]. Известным на Верховине борцом против угнетателей народа был житель Колочавы, «добрый разбойник» Микола Шугай.
В 1917 г. он бежал из армии и, опираясь на всестороннюю поддержку верховинской бедноты, учинял расправу над богачами и представителями местных властей. В течение 1920—1921 гг. Шугай убил нескольких жандармов, пытавшихся его схватить [343, л. 5]. Власти объявили большое вознаграждение за голову Миколы Шугая, изображая его «злодеем» и «разбойником». Они прислали в Колочаву около 40 жандармов. Но население поддерживало народного мстителя, который «у богачей отбирал, а бедным отдавал и никогда никого не убивал, разве что обороняясь или ради справедливой мести».
Погиб Шугай вместе с братом Юрием от рук предателей на горе Жалобка 16 августа 1921 г. О нем сложили песни, коломыйки, легенды. Он остался в памяти народных масс верным защитником бедных и обездоленных.
Выступления Миколы Шугая и его побратимов оказали влияние на освободительную борьбу трудящихся Колочавы и всего Закарпатья. Но он не понимал, что успех борьбы обеспечивается силой организованного боевого союза рабочих и крестьян, а не действиями отдельного отряда.
В конце 1921 г. в Колочаве оформилась коммунистическая организация в составе 20 человек из Колочавы, Синевира и Волового. Возглавлял организацию И. А. Ледней, а с 1924 и до 1938 г,— М. И. Беца. Коммунисты проводили среди лесорубов и крестьян массовую агитацию, поднимали их на борьбу против социального и национального угнетения [254, л. 4].
Об авторитете коммунистов среди жителей села говорят результаты выборов в парламент в марте 1924 г. В выборах участвовали 933 избирателя Колочавы, из них за кандидатов от коммунистической партии было отдано 630 голосов, т. е. значительное большинство [353, л. 39].
Рост коммунистического влияния, распространение идей ленинизма среди трудящихся масс Верховини вынудили буржуазное правительство Чехословакии, наряду с широким применением репрессий и террора, все чаще прибегать к социальной демагогии.
Но для улучшения жизни верховинцев оно ничего не делало. Как и во времена Австро-Венгрии, колочавцы задыхались от безземелья. Из-за недостатка пригодной для обработки пахотной земли население занималось животноводством, в частности овцеводством. В 1929 г. в Колочаве насчитывалось 908 голов скота.
Село с населением 2813 человек в то время имело пять водяных мельниц, две кузницы, две столярные, три швейные и три небольшие обувные мастерские.
В Колочаве размещались нотарское управление, государственное лесное управление, отделение пограничной и финансовой стражи и жандармский пост.
С назреванием мирового экономического кризиса массовая безработица и голод еще более обострили социальные противоречия в селе. Из газет трудящиеся узнавали о счастливой жизни в Стране Советов, к которой они обращали свои надежды. Когда суд отобрал последнюю землю у бедняка И. А. Варны в пользу ростовщика, он заявил: «Грабьте, ваша власть. Но придет время, и наша Советская власть заберет у вас все награбленное и вернет народу. Я видел собственными глазами, как это произошло в России» [1244].
В 1928 г. сельские бедняки под руководством коммунистов пошли голодным походом в Воловое. Но не хлебом, а жандармскими дубинками встретили власти крестьян и лесорубов.
Весна 1929 г. принесла народу новые бедствия. Голод и смерть угрожали жителям Колочавы. «В каком веке живет верховинское село?»,— спрашивал тогда И. Ольбрахт. И тут же отвечал: «Это село одиннадцатого века» [1232].
В 1933 г. доведенные до отчаяния колочавцы обратились к президенту Чехословакии Масарику с просьбой о помощи. Они писали: «В среднем на семью приходится гектар земли; из 1500 лесорубов работают 150 и то временно с дневным заработком 8 крон; пособия по безработице получают лишь 6 проц. безработных; одна корова приходится на три семьи; продуктов из урожая не хватает и до весны» [355, л. 98]. Но обращение к президенту осталось без ответа.
Верховинская беднота, лесорубы, бокораши прислушивались к голосу коммунистов, призывавших к борьбе. В 1933 г., когда синевирские бокораши объявили стачку, бедняки Колочавы единогласно поддержали их и общими усилиями добились повышения заработной платы на 2 кроны за 1 куб. метр сплавленной древесины. Успех в борьбе придал колочавцам больше уверенности в своих силах.
В том же году известный чешский писатель и кинорежиссер коммунист В. Ванчура снял в Колочаве кинофильм «Марийка-неверница» по сценарию И. Ольбрахта, рассказавший всей стране о жизни верховинцев. О пребывании И. Ольбрахта в селе рассказал в романе «Колочава» украинский советский писатель И. И. Долгот.
Несмотря на преследования властей, коммунисты Колочавы ежегодно организовывали массовые первомайские демонстрации и митинги, выступали защитниками интересов бедняков. В 1934 г., когда экзекуторы хотели забрать у многих крестьян домашнее имущество и скот за неуплату налогов, коммунисты И. А. Лед-ней и Ю. И. Ситар организовали людей для защиты пострадавших. Жандармы разогнали крестьян, а обоих коммунистов арестовали и на 6 месяцев заключили в тюрьму [89, л. 15].
Вот что рассказал И. Ольбрахт в очерке «Тяжкая доля Анны Буркало»: «Одиннадцать лет несчастная неграмотная женщина добивалась пенсии, полагающейся ей по закону за убитого на войне единственного сына. Все свое имущество продала, чтобы рассчитаться с сельским нотаром. Старая и беспомощная, она, преодолев сотни километров, побывала в Севлюше и в Ужгороде, чтобы пройти медосмотр, подтвердить свою нетрудоспособность. Потом оказалось, что ничего подобного не надо было делать. Нотар и другие чиновники знали об этом, но, заботясь о своих личных интересах (каждое новое заявление — лишние 60— 100 крон), молчали. Вот и получилось, что, пока Анна Буркало хлопотала себе пенсию, та стала ей не нужна. Вскоре вдова умерла» [1233]. А таких забитых, как вдова Анна Буркало, в селе проживало много.
До установления Советской власти на территории Верховины не было ни одной больницы. На всю верхнюю долину Теребли был один врач в Синевире, который мог оказать медицинскую помощь лишь за большую плату. В селе часто вспыхивали эпидемии инфекционных болезней. Половина новорожденных не доживала и до года.
В конце 20-х — начале 30-х гг. в Колочаве были три народные школы. В одной из них преподавание велось на чешском языке, хотя чехи в селе, кроме нескольких чиновников, не проживали. Несмотря на закон об обязательном начальном образовании, почти треть бедняцких детей, не имея обуви и одежды, а также из-за большой отдаленности проживания от школ, не могла посещать занятия. Около 70 проц. взрослого населения не знали грамоты [959, с. 284].
В 1939 г. село оккупировали венгерские фашисты. Они установили кровавый террор. Расстреливали жителей за малейшую провинность, отправляли их в принудительные трудовые лагеря, запрещали выезд из села, обязывали еженедельно являться в жандармерию якобы для регистрации.
Коммунистическая организация, уйдя в подполье, усилила борьбу против фашистов. Под ее руководством колочавцы давали отпор оккупантам, помогали партизанам, действовавшим на территории района. Многие жители уходили через леса и горы в Советский Союз. Во время Великой Отечественной войны около 20 человек из Колочавы влились в 1-й Чехословацкий армейский корпус Л. Свободы и принимали участие в борьбе против фашистских захватчиков, часть из них вступила в партизанские отряды. Так, в партизанском соединении С. А. Ковпака сражались Ф. Ю. Пишта и А. М. Варна.
25 октября 1944 г. колочавцы встретили своих освободителей — воинов 237-й стрелковой дивизии под командованием полковника М. Г. Тетенко. Около 100 лучших сыновей и дочерей села пошли на фронт, чтобы принять участие в боях за освобождение Чехословакии и Польши, в окончательном разгроме гитлеровской Германии, 7 из них возвратились в село с правительственными наградами, 25 человек погибли в боях с фашистскими захватчиками.
В конце октября 1944 г. в Колочаве был избран Народный комитет в составе 30 коммунистов и беспартийных — лучших представителей села. Председателем стал И. И. Ванга. М. И. Бецу, М. В. Дербака, И. А. Леднея и Ф. В. Драча односельчане избрали делегатами на 1-й съезд Народных комитетов Закарпатской Украины, дав им наказ голосовать за воссоединение Закарпатья с Советской Украиной.
В конце 1944 г. Ю. В. Шандор, И. А. Иваныш, И. И. Шемет, М. Н. Сюгай организовали передовую молодежь в комсомольскую ячейку, ставшую боевым помощником коммунистов в осуществлении социалистических преобразований.
Большую помощь в ликвидации последствий фашистской оккупации жителям Колочавы оказала Красная Армия. Семьям красноармейцев было выделено по 100 кг пшеницы, крестьянам-беднякам — по 25—50 кг [524, л. 84]. Из восточных областей Советской Украины прибыли учителя и медицинские работники. Они многое сделали для того, чтобы «село XI века», как назвал Колочаву И. Ольбрахт, стало на путь новой жизни.
Весной 1945 г. между беднотой была распределена церковная и кулацкая земля. Созданное земельное общество во главе с М. И. Бецой помогало бедноте тяглом, следило за правильным землепользованием и распределением земли, выделяло участки под новое строительство. В том же году создано лесничество.
Летом 1948 г. группа инициаторов начала подготовку к коллективизации крестьянских хозяйств. В 1949 г. колочавцы объединились в две сельскохозяйственные артели: «Радянське Закарпаття» в самом селе, им. Буденного в приселке Горб. Через год коллективизация была завершена, а через два года обе артели объединились в колхоз «Радянське Закарпаття», за которым государство закрепило 4578 га земли, из них 2500 га сельскохозяйственных угодий, в т. ч. пахотной — 180 га, сенокосов — 800 га, пастбищ — 1515 га. Характер угодий обусловил животноводческое направление хозяйства.
Советская власть побеспокоилась, чтобы жители горного села имели медицинское обслуживание. В больнице на 15 коек работали 6 человек медперсонала, в т. ч. 2 врача. В двух семилетних школах 12 учителей обучали 400 детей. В Колочаве открылся клуб, при котором работала библиотека, насчитывавшая более 1 тыс. книг. Парторганизация и правление колхоза направили усилия трудового крестьянства на укрепление хозяйства. Коммунисты и комсомольцы пошли работать на важнейшие участки. Началось строительство животноводческих ферм. Если в 1950 г. было только одно помещение для скота, то к концу восьмой пятилетки колхоз имел 4 коровника, 5 телятников, 8 овчарен и много других помещений.
Значительные изменения в животноводческом хозяйстве произошли за годы девятой пятилетки. Возросло поголовье молодняка крупного рогатого скота, расширилось овцеводство. Были построены еще один типовой, хорошо оборудованный коровник, 4 современных телятника, 12 овчарен и другие сооружения. Большими трудовыми успехами встретили колочавцы 60-ю годовщину Октябрьской революции, дав стране 2522 цнт молока и 1056 цнт мяса. Теперь в колхозе имеется 8 тракторов, 13 автомашин, много инвентаря. Работают лесопильный цех, мельница. Возросло поголовье общественного скота: на фермах содержится 120 коров, 567 голов молодняка крупного рогатого скота и 3420 овец. Средний надой молока на одну корову в 1980 г. составил 2306 кг, а передовая доярка — коммунист М. В. Дацьо надоила от каждой из закрепленных за ней коров по 3965 кг молока. Молодые животноводы X. И. Пышка и А. В. Малета добиваются по 850 граммов ежедневного прироста веса закрепленного за ними скота. На 100 га угодий производится 116 цнт молока и 61 цнт мяса.
Наиболее перспективной отраслью животноводства становится овцеводство. Кроме шерсти и мяса, колхоз ежегодно получает от каждой овцы по 8 кг сыра. Передовой овчар В. И. Годович за достигнутые успехи в овцеводстве награжден орденом Трудовой Славы 3-й степени.
Значительных успехов достиг колхоз и в укреплении кормовой базы. В 1980 г. с каждого гектара естественных сенокосов собрано по 18 цнт, валовой сбор сена достиг 16 тыс. цнт. Кроме того, для общественного животноводства заготовлено 5580 цнт силоса и 4340 цнт сенажа.
С 1963 г. на фермах работают кормоцехи с универсальными кормодробилками, что дает возможность животноводам более рационально и эффективно использовать корма для крупного рогатого скота. Большую пользу приносит агрегат по производству витаминной муки (АВМ), перерабатывающий ветвистый и травяной корм.
Пахотные земли в колхозе используются в основном для выращивания картофеля и других кормовых культур. Передовые труженики добиваются неплохих урожаев картофеля. Так, звено, возглавляемое Е. Н. Макар, собирает в среднем по 200 цнт картофеля с гектара на площади 9 га. За высокие урожаи Е. Н. Макар награждена орденом Трудового Красного Знамени. Благодаря самоотверженному труду неуклонно возрастают неделимые фонды колхоза, достигшие в 1980 г. 1210 тыс. руб. Это способствует укреплению его материальной базы.
Колхозники продолжают изыскивать и используют новые резервы и возможности посевных площадей и сенокосов, чтобы обеспечить колхозный скот достаточным количеством кормов, повысить его продуктивность. Большую помощь в строительстве колочавцы получают от колхозного кирпичного завода, который ежегодно изготовляет 2500 тыс. штук кирпича, а также кафельные изделия.
Колочава окружена хвойными и буковыми лесами. В ведении лесничества — около 8 тыс. га зеленых массивов. Большая работа проводится здесь по заготовке леса. Изменились условия жизни рабочих на лесоразработках. Колыба (шалаш), в которой когда-то дым выедал глаза, отошла в прошлое. На лесосеках построены просторные, со всеми удобствами общежития, где рабочие могут отдохнуть, пообедать в столовой. Ежедневно на участки доставляются свежие газеты и журналы, здесь демонстрируются кинофильмы, организуются выступления кружков художественной самодеятельности.
В годы оккупации чехословацкая и венгерская буржуазия проводила сплошную рубку лесов, а лесопосадкой занимались мало. Это привело к оголению больших лесных площадей.
Советская власть особое внимание уделяет сохранению и обновлению лесов. С 1953 по 1980 г. на территории Колочавского лесничества посажено 1128 га леса. Имеется лесопитомник, обеспечивающий саженцами не только свой, но и соседние колхозы.
С 1962 г. вся территория Колочавского лесничества объявлена заповедником. Сейчас здесь проводится работа по охране и увеличению поголовья лесных зверей — оленей, косуль, кабанов, медведей, а также ценной рыбы — форели.
С удвоенной энергией трудились колочавцы в дни подготовки к XXVI съезду КПСС. В колхозе и на всех предприятиях села развернулось социалистическое соревнование. Работали под девизом: XXVI съезду — 26 ударных недель!
Настойчивый труд колочавцев высоко оценен советским государством. За трудовые успехи 92 человека удостоены правительственных наград. В числе первых — свинарка Е. П. Иваныш, награжденная орденом Трудового Красного Знамени в 1958 г. Этого ордена удостоены также бригадиры В. И. Макар и Ю. Ю. Дербак. За успехи в развитии колхозного производства председатель колхоза В. Ю. Штаер награжден орденом Октябрьской Революции.
За годы Советской власти неузнаваемо изменился социально-экономический облик поселка. Здесь живут и трудятся рабочие и колхозники, многочисленный отряд народной интеллигенции — инженерно-технические работники, учителя, врачи.
Нет больше забитой и обездоленной Верховины. Новый быт пришел в горы. В сегодняшней Колочаве 60 проц. домов — новые, со светлыми просторными комнатами; в них современная мебель, много книг. Ежегодно строится 40—50 домов. Строящимся большую помощь кредитами и материалами оказывает государство. Кроме того, за счет государственных капиталовложений для рабочих и специалистов построено два трехэтажных и два двухэтажных дома (40 благоустроенных квартир).
Поселок полностью электрифицирован и радиофицирован, освещены улицы протяженностью два километра. В 1979 г. вступил в строй автовокзал, рассчитанный на 100 пассажирских мест. Поселок имеет регулярную автобусную связь с районным центром. Более ста семей уже могут смотреть телепередачи, а вскоре, после завершения строительства телевизионного ретранслятора, вся Колочава будет иметь такую возможность. Зажиточно живут колочавцы. В поселке 1800 вкладчиков сберкассы. Их число лишь за 1980 г. возросло на 300 человек, а вклады достигли 506 тыс. руб. 60 семей имеют легковые автомашины.
Непрерывно возрастает товарооборот торговых предприятий. Продажа товаров только за десятую пятилетку возросла с 700 тыс. до ‘2100 тыс. руб. Построены торговый центр «Теребля» и 5 магазинов, а всего здесь 24 торговые точки. Жители отдаленных приселков имеют возможность на месте покупать необходимые товары. Хорошо налажена медицинская помощь. Работает участковая больница на 25 коек, которая вскоре будет расширена до 60 коек, два фельдшерско-акушерских пункта, аптека. Население обслуживают 5 врачей и 18 человек среднего медицинского персонала. Малыши воспитываются в 4 детских садах, строится еще один — на 50 мест.
Дети трудящихся Колочавы бесплатно получают образование на родном языке. За годы десятой пятилетки построена типовая средняя школа на 960 ученических мост. В средней школе, двух восьмилетних, трех начальных и трех консультационных пунктах заочной средней школы около 100 учителей и свыше 1650 учеников. В сентябре 1979 г. открыт межколхозный учебно-производственный комбинат, где учащиеся 9—10 классов овладевают специальностями тракториста, слесаря, токаря, шофера, швеи.
До установления Советской власти никто из жителей Колочавы не имел среднего образования. Теперь 96 человек получили высшее образование, 1015 — среднее, 42 человека обучаются в высших учебных заведениях. Сын колхозника В. М. Беца стал кандидатом юридических наук и работает доцентом Ужгородского университета.
Для проведения досуга жители Колочавы имеют в своем распоряжении дом культуры с залом на 250 мест, три клуба с стационарными киноустановками, в которых могут одновременно смотреть кинофильмы около 400 человек.
Есть в поселке пять библиотек с общим фондом свыше 30 тыс. книг. Колочавцы получают около 6 тыс. экземпляров газет и журналов. Для любителей спорта построены стадион и три спортивные площадки.
Недавно в поселке побывал гость из братской Чехословакии, писатель Вашек Каня. Очутившись в Колочаве, он, конечно, не нашел ничего похожего на описанные Ольбрахтом картины. Исчезли хаты под черными от дыма соломенными крышами. На пустырях выросли сады. Вместо корчмы появились школа, детский сад, больница, аптека, дом культуры. Навстречу гостю шли жизнерадостные, современно одетые люди. Ничего общего с несчастными и забитыми героями Ольбрахта не осталось. Современники и потомки этих героев живут в поселке. Жена Миколы Шугая Эржика получает государственную пенсию. Дочь Анна, родившаяся через месяц после гибели отца, трудится в колхозе вместе со своим мужем В. Штаером. Счастливыми растут и внуки Миколы Шугая. Старшая Анна после окончания школы работает в Москве, Василина — в Ивано-Франковске, Христина — рабочая завода, Оля и Вася — школьники.
Такие же разительные перемены произошли в судьбе близких Анны Буркало, до самой смерти обивавшей господские пороги, добиваясь пенсии. Один из ее родственников — Ю. Д. Буркало работает главным бухгалтером колхоза, его брат Василий окончил Ужгородский университет и работает директором средней школы, брат Виктор — трудится на заводе, Петр — киномеханик.
Родные племянники Анны Буркало — Николай и Михаил — пенсионеры. Живут они в новых, добротных домах. У Николая девять сыновей и дочерей. Все они, благодаря Советской власти, стали хозяевами своей судьбы. У Михаила тоже есть дети, которыми гордится поселок: Василий работает инженером в Мукачеве, Иван — лесорубом в Красноярском крае, Михаил — строителем в Хабаровском крае, Эмиль и Антон — офицеры, дочери Елена и Мария — колхозницы.
Колочава продолжает благоустраиваться. Быстрыми темпами растут ее промышленность и сельское хозяйство. Труженики горного поселка намечают все новые рубежи, в преодолении которых, как всегда, опираются на опыт партийной организации. Здесь живут и работают 105 коммунистов, объединенных в трех первичных организациях.
Важную роль в экономическом и социальном развитии поселка, его благоустройстве играет поселковый Совет народных депутатов, в составе которого 75 депутатов. Среди них 30 рабочих, 35 колхозников, 10 представителей интеллигенции. Почти половина состава поселкового Совета — женщины. При Совете работают 11 постоянных комиссий, в которых, кроме депутатов, 250 активистов. Депутаты пользуются уважением у избирателей, многие из них уже по 6—8 раз избирались в состав Совета. Немалую общественную работу ведут 1246 членов профсоюза. Верными помощниками коммунистов являются 1156 комсомольцев, объединенных в 8 первичных организациях.
Счастливая судьба у потомков литературных героев И. Ольбрахта. Счастье дала им Советская власть, принесшая зажиточную и культурную жизнь всей верховинской бедноте. Колочавцы активно включились в выполнение решений XXVI съезда Коммунистической партии Советского Союза и делают все возможное, чтобы умножить богатства социалистической Родины, чтобы она была еще могущественней.
А. И. Корабельщиков, В. Д. Малета