Экономическое и политическое положение Чернигова в XVIII веке
В XVIII в. население Чернигова занималось ремеслом, промыслами, торговлей, земледелием. Большинство ремесленников объединялось в цехи, которых в конце XVIII в. в Чернигове насчитывалось семь: ткацкий, сапожный, резницкий, гончарный, пекарский и два совместные: в первый входили портные, шапочники, во второй — котельщики, конвисары. Основную часть ремесленников составляли мелкие производители, работавшие вместе с членами своих семей. Были здесь и богатые ремесленники, имевшие по нескольку подмастерьев и учеников. Так, в ткацком цехе на 6 мастеров было 4 подмастерья и 1 ученик, в сапожном — на 46 мастеров — 32 подмастерья и 28 учеников. Однако из 56 мастеров цеха пекарей ни один не имел подмастерьев и учеников. Всего в городе насчитывалось 64 подмастерья и 74 ученика (на 171 мастера). Во главе каждого цеха стоял цехмейстер. Кроме него, делами цеха ведали старший братчик, писарь, ключник, или подскарбий. Членами цеха считались только мастера, они назывались братчиками, подмастерья — молодиками.
Многие горожане занимались промыслами, особенно винокурением. В конце XVIII в. в Чернигове действовало 14 винокурен [1410, с. 292, 293, 297—302]. Их владельцы покупали «на винокурение… хлеб и лес в сем же городе» [1341, с. 4, 5]. Тогда же в Чернигове функционировали несколько солодовен и пивоварен. Значительное место в экономике города принадлежало мукомольному промыслу: в 90-х годах XVIII в. здесь насчитывалось 35 ветряных мельниц и 9 водяных на Десне. Промыслы в основном находились на стадии мелкого товарного производства, но отличались от ремесла большей степенью концентрации рабочей силы и средств производства.
Во второй половине XVII — начале XVIII в. в условиях дальнейшего роста товарно-денежных отношений ремесло и промыслы постепенно перерастали в мануфактуру в ее начальных формах. В экономике позднефеодального Чернигова этот процесс особенно заметен в кирпичном производстве. В 1780 г. в городе действовало 8 кирпичных заводов. Три из них принадлежали монастырям, два — старшине, два — мещанам, один — купцу. В общей сложности они производили кирпича на 4—5 тыс. руб. в год. На мещанских и купеческих заводах работали наемные «здешние кирпичники не большим числом…, а на монастырских тех монастырей крестьяне» [1410, с. 304; 1708, с. 168—170]. Перерастание мелкого товарного производства в капиталистическую кооперацию, по-видимому, имело место и в судостроительной мастерской, которая существовала в Чернигове в конце XVIII в. Единственным крупным предприятием мануфактурного типа являлась основанная в 1679 г. типография Троицко-Ильинского монастыря. На ней трудились наемные работники различных профессий. Квалифицированные мастера получали заработную плату деньгами, ученики-чернорабочие — продуктами [2013, с. 159; 1475, с. 95, 96, 129, 130]. Значительное место в экономической жизни Чернигова, как и других украинских городов этого времени, занимало сельское хозяйство. Не только проживавшие в Чернигове казаки и крестьяне, но даже мещане и купцы, имевшие около города землю, занимались хлебопашеством. Причем, некоторые из них выращивали хлеб на продажу [1410, с. 294; 1341, с. 4, 5; 1484, с. 79, 80]. Наряду с земледелием горожане занимались также огородничеством, садоводством. В конце XVIII в. современник отмечал, что «город Чернигов садовыми плодами славен». В первой четверти XVIII в. в городе числилось 20 купцов, к концу XVIII в. их количество увеличилось до 85. Несмотря на формальный запрет, торговлей занимались также казаки, крестьяне, солдаты, старшина, духовенство. Так, в 1786 г. в Чернигове торговали «в подрыв и крайное разорение всему купечеству и мещанству» 23 человека, не имевшие на то права [2584]. Черниговские купцы торговали в Киеве, Полтаве, Сумах, Нежине, Прилуках, Ромнах, Лубнах, Кременчуге, выезжали в Слуцк, Вильно, Гданьск, Вроцлав, Кенигсберг, Вену [2013, с. 160, 161].
Четыре раза в год в Чернигове устраивались ярмарки. По размерам товарооборота три из них — Богоявленская (в январе), Прокофьевская (в июле) и Евстафьевская (в сентябре), длившиеся по 2—3 недели, могут быть отнесены к числу крупных и средних, а четвертая — Десятинная или Десятуха, собиравшаяся обыкновенно в июне (в десятую пятницу после пасхи) я длившаяся несколько дней,— к числу мелких. Она еще называлась хозяйственной.
На ярмарках велась оптовая и мелкая торговля. Оптовой торговлей в основном занимались купцы и помещики, мелкой — мещане, казаки и крестьяне. Кроме местных, в Чернигове бывали купцы из Нежина, Стародуба, Киева, Полтавы, Лубен, Прилук, Москвы. Приезжали также крестьяне из окрестных сел, из раскольнических слобод. На Богоявленской, Прокофьевской и Евстафьевской ярмарках торговали красными товарами (тканями), железными и медными изделиями, серебряной и деревянной посудой, чаем, кофе, пряностями, а также хлебом, солью, рыбой. На Десятинной ярмарке продавались донская рыба, соль, деревянная посуда, крупный рогатый скот, лошади, строительный лес, овечья шерсть, водка. Скот в Чернигов гнали из степных уездов, посуду, деготь, конопляное масло, водку, лес везли из Черниговского и Городнянского уездов, хлеб — из Нежинского, Борзнянского, Прилукского и Переяславского уездов. В Чернигов поступали швабское полотно, различные сукна, кармазин, саржа, тафта, селитра, вина и другие товары. Дважды в неделю (по понедельникам и пятницам) в Чернигове устраивались торги-базары, на которые из окрестных сел привозили «дрова, строевой лес, разный хлеб, сено и другие съестные и прочие мелкие крестьянские вещи» [1410, с. 304].
С ростом товарно-денежных отношений в городе начала развиваться и стационарная торговля. Если в первой четверти XVIII в. здесь насчитывалось 13 лавок, то в конце века — уже 94 лавки и 70 шинков.
В целом во второй половине XVII и в XVIII в. в экономике города преобладали ремесленное производство и мелкая торговля. Элементы капиталистических отношений существовали только в зачаточных формах. По количеству населения Чернигов уступал другим городам. В 1780-х гг. в городе жило 2386 мещан, 656 крепостных крестьян, 468 государственных крестьян, 164 казака, 58 купцов и 192 служителя культа — всего 3924 человека. Орган городского самоуправления — магистрат находился в руках торгово-ремесленной верхушки. В магистрат поступали различные сборы с мещан и купцов. Значительный доход приносили принадлежавшие городу пахотные земли, сенокосы, луга, леса, озера. В его ведении находился ряд окрестных сел с зависимыми крестьянами — Березанка, Киселев-ка, Петрушин, Рудка, Свинь, Слабин, Суличевка, Хмельница, а также несколько водяных мельниц на реках Белоус и Стрижень.
Наряду с магистратом в Чернигове действовали также полковая и сотенная канцелярии. Сосредоточив в своих руках огромные богатства, казацкая старшина и духовенство играли значительную роль в политической жизпи города. Часть городских «маетностей» правдами и неправдами переходила в собственность старшины и зажиточных казаков. Так, Суличевка оказалась в руках Добронизских, Слабин — Лизогубов.
Вплоть до секуляризации в 1786 г. церковных земель крупными феодально-крепостническими хозяйствами являлись монастыри и церкви. Так, Троицко-Ильинскому монастырю в конце XVIII в. принадлежали 9024 крестьянские души, Борисоглебскому — 3673, Елецкому — 1330, Пятницкому — 850. Кроме того, они владели многочисленными мельницами, винокурнями, руднями, гутами, расположенными как в Чернигове, так и за его пределами [1396, с. 26, 34, 107, 126; 1649, с. 25, 59, 72, 77].
Административным центром Чернигова оставался древний детинец-цитадель. Здесь находились магистрат, полковая и сотенная канцелярии, дом коменданта. Крепостные укрепления состояли из трех частей: замка, старого и нового «городов», окруженных рвами и обнесенных земляными валами с палисадами. Они неоднократно ремонтировались и перестраивались местной старшинской администрацией, а также русскими воеводами и комендантами. После воссоединения Правобережной Украины с Россией (1793 г.) и перемещением границы Русского государства далеко на запад крепость потеряла свое значение и в 1799 г. была ликвидирована. Центр экономической жизни — торговая площадь — находился на территории предградья, рядом с Пятницкой церковью. Вплоть до конца XVIII в. в плане Чернигова доминировала старинная радиально-кольцевая система улиц, уплотнялась застройка детинца, окольного града, Третьяка, предградья, Подола [1572, с. 48-56].
Благоустройство города входило в компетенцию магистрата. Его должностные лица обязаны были следить за состоянием дорог и мостов на реке Стрижень и в случае надобности привлекать горожан к их ремонту. Один из райцев, руководствуясь специальной инструкцией, ведал противопожарным делом. Неудовлетворительное санитарное состояние города приводило к распространению эпидемических заболеваний среди населения — холеры, чумы, черной оспы и др. Эти «моровые поветрия» уносили тысячи жизней.
В документах второй половины XVIII в. упоминаются практиковавшие в Чернигове лекари Я. Узнанский, Я. Омельянович, П. Малахов. В 1748 г. в специальных помещениях при церквах действовало 9, а в 1766 г.— 6 т. н. шпиталей, которые представляли собой своеобразное сочетание больницы и богадельни. Впоследствии их функции были разграничены, и в 80-х годах XVIII в. в городе функционировали 2 больницы и 2 богадельни [1410, с. 284, 285; 1921, с. 84; 2568]. В 1782 г. начала действовать первая аптека.
Ликвидация польско-шляхетского господства, развитие экономики и культуры обусловили распространение грамотности в среде горожан. При приходских церквах Чернигова действовали начальные школы с трехгодичным Сроком обучения («в которых тех церквей дячки обывательских детей… грамоте обучают»). В 1786 г. таких школ было 6. Часть детей старшины и казаков училась грамоте и военному делу при сотенной канцелярии [1951, с. 106—108]. С 1689 г. при архиепископской кафедре начала функционировать славяно-латинская школа, переведенная в Чернигов из Новгорода-Северского. На ее базе благодаря усилиям видного церковного деятеля и писателя И. Максимовича в 1700 г. был открыт коллегиум — среднее учебное заведение, находившееся под патронатом духовных властей. Сначала он имел 4 класса: ипфима, синтаксима, поэтика, риторика. В 1768 г. открыли пятый класс — философию. Здесь изучали грамматику, историю, географию, математику, философию, латинский и греческий языки. Бедные студенты жили в бурсе, для которых выдавались дрова и несколько раз в неделю ржаной хлеб и крупа. Поэтому бурсаки вынуждены были после уроков ходить по городу, петь церковные псалмы и просить милостыню. Количество учащихся в коллегиуме достигало 250—300 человек (преимущественно дети старшины, духовенства, зажиточных мещан и казаков из разных концов Украины). Так, в 40-х гг. XVIII в. от 15 до 25 проц. учащихся составляли выходцы из Правобережной Украины. Обучение в коллегиуме длилось первоначально 6, а затем 8 лет. Преподавание велось на украинском, латинском, русском языках. Выпускники коллегиума поступали на гражданскую либо духовную службу, а наиболее способные продолжали образование в учебных заведениях Киева, Москвы, Петербурга. В 1776 г. Черниговский коллегиум был преобразован в духовную семинарию.
В 1789 г. в Чернигове открылось Главное народное училище. Основной контингент учащихся в этом светском общеобразовательном заведении с четырехгодичным курсом обучения составляли дети дворян. Сохранились также сведения о существовании в городе в 90-е годы XVIII в. частного дворянского пансиона.
Просвещение, научная мысль, литература, искусство особенно плодотворно развивались в Чернигове во второй половине XVII — начале XVIII в. В то время действовал культурно-просветительский кружок, основателем которого был черниговский архиепископ Л. Баранович. Во второй половине XVIII в. разрабатывались проекты устройства в Чернигове университета, однако реализовать их так и не удалось.
Важную роль в культурной жизни Чернигова и всей Левобережной Украины играла типография Троицко-Ильинского монастыря. Переведенная в 1679 г. Л. Барановичем из Новгорода-Северского, она с некоторыми перерывами работала вплоть до начала XIX в. Известны 153 книги и 175 указов, напечатанных в черниговской типографии (еще 54 издания лишь упоминаются в литературе). Это — богословские и полемические сочинения, сборники духовных стихов и нравоучительных рассказов Л. Барановича, И. Галятовского, И. Копинского, С. Косова, И. Максимовича, Д. Туптало (Ростовского), С. Яворского, а также буквари и указы на церковно-славянском, украинском, русском, польском и латинском языках. Тиражи черниговских изданий для своего времени были достаточно велики. Известно, например, что в 1766 г. в типографии находилось 11304 экземпляра «книг разного содержания в переплете, тетрадях и листах» на сумму 46 804 руб. 65 коп. Черниговские издания расходились от западноукраинских городов до Иркутска, от Новгорода до Астрахани, попадали и в страны Балканского полуострова. Работники типографии не всегда следовали строгим предписаниям высших духовных властей (в частности, издавали литературу для раскольников-староверов, сочинения протестантских теологов), за что подвергались гонениям, а сама типография несколько раз опечатывалась. Расцвет книгопечатания в Чернигове приходится на вторую половину XVII — начало XVIII века.
Впоследствии под давлением синодальной цензуры типография превратилась в рутинную «печатню» богослужебных книг. Примечателен вклад черниговских деятелей второй половины XVII — XVIII вв. в развитие научных знаний. Уникальные сведения по истории края за 1587—1764 гг. содержит «Черниговская летопись», одним из составителей которой был полковой писарь И. Янушкевич. В середине XVII в. в Чернигове написаны своеобразные историко-краеведческие сочинения «Скарбница потребная» И. Галятовского и «Руно орошенное» Д. Туптало (Ростовского). В конце XVII в. иеромонах Троицко-Ильинского монастыря Л. Боболинский составил и снабдил интересным предисловием обширный труд по истории «Летописец сьй есть Кроника з розных авторов и гисториков многих диалектом есть написана в монастыру Свято-Троицком Илинском Черниговском иеромонахом монастыря Выдубицкого Киевского, року от Рождества Христова 1699, месяца априля дня 23», известный в литературе как «Летопись Леонтия Боболинского». Интенсивное историко-краеведческое изучение Черниговщины развернулось со второй половины XVIII в. И поныне значитательный интерес для историков представляют обобщающие труды Д. Р. Пащенко «Описание Черниговского наместничества» и А. Ф. Шафонского «Черниговского наместничества топографическое описание».
В становлении публицистической, ораторско-проповеднической прозы, которая выходила далеко за пределы религиозной тематики и имела общенациональное культурное и политическое значение, весомый вклад внес украинский церковный, литературный и политический деятель Л. Баранович. Он автор проповедей, стихов, полемическо-богословских трактатов — «Меч духовный» (1666 г.), «Трубы словес проповЪдных…» (1674 г.), «О хиротоніи, сиречь о рукоположеніи святительском наново поставленном іереи» (1676 г.). Талантливым мастером ораторско-проповеднического жанра был А. Радивиловский, живший в Чернигове на рубеже 40—50-х годов XVII в. Как крупный писатель-полемист вошел в историю литературы ученик и сподвижник Л. Барановича, архимандрит Елецкого монастыря И. Галятовский, автор произведений «Ключ разумЬнія…» (1659 г.), «Казаня, приданы до книги Ключ раздумьнія названой…» (1660 г.), «Небо новое…» (1665 г.), «Скарбница потребная…» (1676 г.) и др. Несколько лет провел в Чернигове прозаик, поэт, драматург, историк Д. Туптало (Ростовский), автор исторических и богословских произведений: «Руно орошенное», «Четьи-минеи».
В 70—80-х годах XVII в. в типографии Троицко-Ильинского монастыря работал известный поэт И. Величковский («Зегар цЪлый и полузегарик…», 1690 г.; «Млеко», 1691 г.). Перу монаха Борисоглебского монастыря И. Вишенского принадлежит «Нелгримация, или Путешественник… во святой град Иерусалим» — один из интереснейших памятников паломнической литературы XVIII в. Вклад в отечественную литературу внесли также Игнатий Максимович («Оды на первый день мая 1761 г.»); Иоанн Максимович, уроженец Нежина, автор произведений «Зерцало от писанія…» (1705 г.), «Алфавит собранный, рифмами сложенный…» (1705 г.) и др., Л. Крщонович, автор учебника по риторике «Полуустав имЫощ в себь дневную и нощную службу…» (1703 г.), а также посвящений к различным изданиям, предисловий, панегериков; А. Стаховский, автор стихов и переводов. Преподаватели Черниговского коллегиума разрабатывали оригинальные лекционные курсы по различным научным дисциплинам, переводили труды с иностранных языков. В 80-е годы в Чернигове жил и работал уроженец Кенигсберга военнный инженер и богослов А. Зерникау, принявший здесь православие.
Творческое сочетание традиций и приемов украинского и русского зодчества являлось характерной чертой целого ряда архитектурных памятников, возведенных в Чернигове во второй половине XVII и в XVIII в. преимущественно в стиле украинского барокко. Кроме того, на средства старшины, духовенства, городского патрициата реставрировались и обновлялись архитектурные памятники Древней Руси — Спасский, Борисоглебский и Успенский соборы, Пятницкая и Ильинская церкви.
В это время окончательно складываются основные архитектурные комплексы, которые во многом определяли лицо старого Чернигова. Один из них был расположен в центральной части города на территории детинца. Здесь рядом с шедеврами древнерусского зодчества на рубеже XVII—XVIII вв. были сооружены выдающиеся памятники украинской гражданской архитектуры — дом черниговского полковника Я. Лизогуба (впоследствии в нем размещалась полковая канцелярия) и здание коллегиума, совмещенное с величавой колокольней. По соседству с ними в 80-х годах XVIII в. построен дом архиепископа. Территорию Третьяка в начале XVIII в. украсила пятиглавая Екатерининская церковь — своеобразный монумент в память об участии Черниговского казацкого полка в победоносном штурме Азова в 1696 г. Крупный архитектурный ансамбль сложился на территории Елецкого монастыря. Здесь были сооружены трапезная, Петропавловская церковь, фамильная усыпальница старшинского рода Лизогубов, корпуса келий, колокольня. В конце XVIII в. монастырь был обнесен каменной стеной [1797, с. 65—87; 1572, с. 46].
Комплекс зданий Троицко-Ильинского монастыря на Болдиных горах представлял собой третий архитектурный ансамбль Чернигова. В его состав входили трапезная Введенская церковь 70-х годов XVII в., величественный Троицкий собор (1679—1695 гг.), в создании которого участвовал известный зодчий И. Баптист, корпуса келий, монастырские стены с башнями и сооруженная в 70-х годах XVIII в. пятиярусная колокольня [1797, с. 68, 106, 107, 167—170; 1619, с. 99-107].
По мере расширения городской территории интересные строения возводятся в пределах окольного града и предградья. В конце XVII в. черниговский полковник 11. Полуботок построил большой каменный дом за рекой Стрижнем. В 70-х годах XVIII в. городской пейзаж украсили Воскресенский храм и церковь-колокольня. Выразительные сюжетные рельефы, проникнутые глубоким интересом к пластической красоте человека, создавали черниговские скульпторы. Некоторые их произведения (Богоматерь Знамение, Спас Нерукотворный) сохранились до наших дней на колокольне коллегиума и на фасаде Успенского собора.
Во многих храмах Чернигова были установлены высокохудожественные иконостасы — синтез декоративной резьбы по дереву и живописи. В большинстве своем эти памятники монументального искусства не уцелели, как не дошли до нас — за редким исключением — имена создавших их мастеров. Известно лишь, что образа для Екатеринской церкви писал Я. Глинский, для Спасского собора — Т. Мизко, а черниговский резчик по дереву Григорий создал иконостасы Киево-Михайловского Златоверхого монастыря и Успенского собора Киево-Печерской лавры [1544, с. 142, 143].
Видное место в истории украинской живописи XVII— XVIII вв. занимают проникнутые гуманизмом иконы Елецкой и Ильинской богоматери (последнюю исполнил крупный мастер Г. Дубенский), а также ктиторский портрет черниговского полковника, затем генерального обозного В. Дунина-Борковского [1447, с. 152— 161]. Вокруг черниговской типографии группировались выдающиеся художники-графики Л. Тарасевич, И. Щирский, Л. Крщонович, М. Карновский, Н. Зубрицкий, И. Стрельбицкий, М. Чернявский. Выполненные ими в технике гравюры на меди и на дереве иллюстрации, заставки, концовки, инициалы, титульные листы украшали книги, изданные в Чернигове. Произведения этих мастеров отличало творческое использование традиций украинского, русского, белорусского искусства и лучших достижений западноевропейской графики. Л. Тарасевич, И. Щирский, Л. Крщонович, М. Карновский, принадлежавшие к школе ведущего художника-графика конца XVII — начала XVIII в. А. Тарасевича, обращались к светским сюжетам. В их творчестве заметны реалистические тенденции [1758, с. 66—128].
Значительное развитие получило в Чернигове декоративно-прикладное искусство. Умелые гончары выделывали полихромную керамическую посуду, расписанную цветными эмалями или белыми, желтыми, коричневыми красками, покрытыми глазурью. Черниговские мастера изготовляли также расписные и рельефные изразцы, подобные тем, что сохранились на печах в кельях Елецкого монастыря. Особенностью художественного оформления изразцовых печей Чернигова в XVIII в. становятся сюжетные скульптурные вставки, обычно покрытые одноцветной глазурью.
Изяществом форм, богатством орнаментации, сочным рельефом и красивой эпиграфикой отличались отлитые в Чернигове пушки и колокола, мелкие металлические изделия (посуда, осветительные приборы). Наряду с местными литейщиками (имя одного из них, работавшего в конце XVII в. по меди, известно — это бургомистр Ерофей) заказы духовенства и старшины выполняли киевские мастера Алексей Иванович, И. Воробоин, стародубец Г. Никитин, москвич Я. Иванов [1544, с. 113—120].
Черниговские ювелиры И. Золотарь, С. Золотарь, Ф. Золотарь, М. Курбатов, С. Кучерявый и другие работали преимущественно в технике чеканки. Изготовленные ими изделия из серебра и золота (церковные сосуды, посуда, оправы икон, книг, оружия) украшались сюжетными композициями, а в орнаментации широко использовались растительные мотивы местной флоры. Выдающимся произведением украинского ювелирного искусства того времени являются серебряные царские врата иконостаса Борисоглебского собора [1694, с. 82, 161—190].
Тонким вкусом славилась народная вышивка, для которой был характерен красный, реже — черный либо черно-красный колорит. Современник отмечал, что в XVIII в. черниговские мещанки, казачки и крестьянки «упражняются в рукоделии, пряже льну, конопли и шерсти для употребления своего и на продажу» [2013, с. 162]. Отразив в лучших своих произведениях подъем творческих сил народа, рост его национального самосознания, черниговские ученые, литераторы, художники, мастера декоративно-прикладного искусства второй половины XVII—XVIII в. вписали яркую страницу в историю отечественной культуры.