Как появился и развивался город Чернигов
Чернигов — город областного подчинения, административный, экономический и культурный центр Черниговской области. Расположен на правом берегу Десны, в среднем ее течении, где река круто поворачивает на юго-запад — к Киеву. В городе находятся речной порт, узел железнодорожных, автомобильных путей и авиалиний. Территория города — 71,3 кв. км. Население — 263 тыс. человек. Делится на два административных района — Деснянский и Новозаводский. Расстояние от Чернигова до Киева: железной дорогой — 209, шоссейной — 141 км. Отдельные находки эпохи неолита из окрестностей Чернигова свидетельствуют, что первые поселенцы появились здесь еще в IV тысячелетии до н. э., а обнаруженные в урочищах Яловщина и Татарская Горка поселения эпохи бронзы указывают на заселение территории города во II тысячелетии до н. э. [1800, с. 42, 43; 1572, с. 12]. В I тысячелетии н. э. на крутых берегах Десны и Стрижня, изрезанных глубокими оврагами, существовало несколько поселений северян: в пределах древней центральной части Чернигова на Валу, на Елецких и Болдиных горах и в других местах. Постепенно сливаясь, они положили начало Чернигову, который на протяжении X—XIII вв. был вторым после Киева экономическим, политическим и культурным центром Киевской Руси [1560, с. 354; 1960, с. 107—112].
Быстрому росту города способствовало выгодное географическое положение в бассейне Десны и ее притоков Снов и Сейм. По Десне и Днепру он поддерживал связь с Киевом и далее с Византией. Десна, кроме того, открывала выход к землям в верховьях Волги и Оки, а также к Новгороду. По Волго-Донскому пути Чернигов поддерживал связь с арабским Востоком. Основу хозяйственной жизни города составляли ремесла, земледелие и торговля [1423, с. 202; 1560, с. 354; 1993, с. 14].
Впервые Чернигов упоминается в «Повести временных лет» под 907 г., когда киевский князь Олег в результате успешного похода на Византию обязал греков «даяти уклады на рускыа грады: первое на Киевъ, та же на Чернигов, на Переаславь, на ПолтЬскъ, на Ростов, на Любечь и на прочаа грады: по тем бо городомъ седяху велиции князи под Олгом суще» [1160, с. 24].
Вторым был назван Чернигов в этом договоре и там, где речь шла о получении месячного содержания русскими купцами, приезжавшими в Константинополь. В договоре 944 г., подписанным с Византией Игорем, Чернигов также упоминается на втором месте. Византийский император Константин Багрянородный среди важнейших городов Руси, которые в середине X в. торговали с Константинополем, тоже упоминает Чернигов. О происхождении названия Чернигова существует несколько гипотез. Так, одни связывают его наименование с дремучими или черными лесами, окружавшими город в древности, другие — с легендарной личностью князя Черного и княжны Черны. Наиболее вероятно,
что в основе названия лежит личное имя или прозвище Чернега [1413, с. 161, 162; 1281, с. 138, 139]. Древний Чернигов в период расцвета занимал площадь более 200 га. Он состоял из детинца (15—16 га), окольного града и Третьяка (около 60 га), предградья (88 га), Подола (размеры его установить не удалось). Наиболее древней частью города был детинец. Он находился на территории современного парка культуры и отдыха на Валу. Детинец был хорошо укреплен глубоким рвом, земляным валом с деревянной стеной и имел три въезда — Водные, Киевские и Погорелые ворота. На детинце размещались княжеский двор, богатые усадьбы феодальной знати и главные соборы города. О том, что детинец был застроен в значительной степени каменными сооружениями, кроме сохранившегося доныне Спасского собора, свидетельствуют также обнаруженные здесь остатки княжеского двора X в., состоявшего из двух каменных теремов в два-три этажа, и епископского подворья XII в. с каменной стеной и надвратной церковью.
С севера и запада к детинцу примыкал окольный град — самая многолюдная ремесленно-торговая часть города. Он также был окружен глубоким рвом, валом и деревянными стенами. Эти укрепления включали нынешнюю площадь Куйбышева, улицу Свердлова и тянулись до реки Стрижень. Западную часть окольного града в направлении к Елецкому монастырю называли Третьяк.
Ремесленно-торговый посад, быстро увеличиваясь, к середине XII в. распространился за пределы укреплений. Так возникло Предградье, занимавшее очень обширную, также укрепленную территорию, которая включала и площадь современного городского рынка.
Ремесленно-торговая часть города была застроена одно- и реже двухкамерными постройками, сложенными в виде сруба или глинобитными на деревянном каркасе. Но среди них встречались и более комфортабельные жилища купцов и богатых ремесленников. Зажиточная, в основном торговая, часть населения воздвигала и в этой части города за свой счет каменные храмы.
В низинной пойме Десны и Стрижня, к юго-западу от детинца, располагался Подол, заселенный простым людом. Проживавшая здесь беднейшая часть населения ютилась в тесных полуземлянках и землянках [1993, с. 12, 13; 1521, с. 12—17; 1960, с. 107—112]. Древний Чернигов был довольно густо застроен. В его планировке преобладала радиально-кольцевая система, композиционными узлами которой являлись ансамбли детинца и пригородных монастырей [1621, с. 19].
Вокруг Чернигова располагались известные по летописным источникам села Гюричев, Свенковичи, Гостинычи, Крыров, Семынь, принадлежавшие крупным феодалам и князьям. О могуществе древнего Чернигова свидетельствуют также многие курганы IX—X вв. с погребениями князей и дружинников, полукольцом окружавшие Чернигов (приблизительно по границе предградья). Еще 100 лет тому назад их было свыше 500. Среди раскопанных археологом Д. Я. Самоквасовым в 70-х годах прошлого века курганов, мировую известность получили курганы Черная Могила (X в.), Гульбище и Безымянный (конец IX — начало X в.). Курганы Гульбище и Безымянный были погребениями дружинников. Обнаруженное оружие дружинника из кургана Гульбище — меч, щит, кольчуга, секира и другое — поражает огромными размерами. Выдающимся археологическим памятником X в., единственным известным погребением древнерусского князя является курган Черная Могила. Народная традиция гласит, что в ней был похоронен первый черниговский князь Черный. Выявленные во время раскопок мечи, сабли, кольчуги, щит с медной оковкой, серпы, секиры, глиняная посуда, орнаментированные серебряным фризом два турьих рога — сосуды для ритуального питья, костяные шашки и другие вещи, свидетельствуют о высоком уровне ремесла Древней Руси. Письменные источники подтверждают, что в IX— X вв. местные князья, находясь в вассальной зависимости от киевского князя, принимали участие в военных походах на Византию и в борьбе с кочевниками. В конце X в. они, вероятно, были устранены от власти и заменены великокняжескими наместниками. В 1024 г. под Лиственом (около Чернигова) произошла битва между войском, возглавляемым Ярославом Мудрым, и войском его брата Мстислава Владимировича, который княжил в Тмутаракани. Одержав победу в этой битве, Мстислав Владимирович получил от Ярослава Мудрого Черниговскую землю. После смерти Мстислава (1036 г.) Ярослав снова объединил все земли. Незадолго до смерти (1054 г.) Ярослав разделил свои владения между сыновьями: отдал Чернигов Святославу, оставив за старшим сыном Изяславом Киев, соседний Переяслав достался Всеволоду. Некоторое время братья жили в мире. В 1060 г. они вместе выступили против торков, в 1068 г.— против половцев.
С ростом крупного землевладения центробежные тенденции в Киевской Руси усиливались, росли междоусобицы. Начал приходить в упадок и союз трех Ярославичей, а после нападения половцев и восстания 1068 г. в Киеве он распался. В 1073 г. Святослав занял место Изяслава в Киеве, а черниговским князем стал Всеволод. После смерти Святослава в 1076 г. междоусобицы вспыхнули с новой силой. В них, кроме Изяслава и Всеволода, активное участие принимали сын Святослава — Олег и сын смоленского князя Вячеслава — Борис. В 1078 г., после разгрома Олега и Бориса на Нежатиной Ниве, черниговский стол занял сын Всеволода — Владимир Мономах. В 1094 г. Олег Святославич в союзе с половцами повел новое наступление на город. После восьмидневной осады Владимир Мономах вынужден был оставить Чернигов и отступить в свою вотчину Переяслав, который уже тогда был центром самостоятельного княжества.
Княжеские междоусобицы способствовали усилению нападений кочевников, разрушали хозяйство. Все это тяжелым бременем ложилось на плечи трудящегося населения и в значительной мере сдерживало развитие города. После Любечского съезда в 1097 г., признавшего наследственные права князей, Чернигов и Чернигово-Северское княжество были оставлены за Святославичами.
Вторая половина XI в.— время дальнейшего усиления и укрепления Чернигова. В городе развернулось строительство, бурно развивались ремесла и торговля. В это время был сооружен новый княжеский терем, заложен Спасо-Преображенский собор, ставший, начиная с Мстислава, усыпальницей черниговских князей, основан Елецкий монастырь. Воздвигались оборонные укрепления. На их строительство в Чернигов прибывало много ремесленников и мастеровых людей со всего княжества.
Население Чернигова, как и других древнерусских городов, составляло две основные социальные группы — городские низы (ремесленники, мелкие торговцы, низшее духовенство, челядь) и городская аристократия (князья, бояре, богатые купцы, высшее духовенство). Классовые противоречия обострялись между ними. Основная масса горожан, за исключением княжеских, боярских, церковных ремесленников и челяди, была лично свободной, но облагалась разного рода сборами и выполняла повинности [1423, с. 210—212; 1560, с. 300, 301], связанные, в частности, со строительством городских укреплений. Полномочным представителем князя в городе являлся тысяцкий, который ведал судом и командовал городским ополчением — тысячей [1771, с. 226, 227].
Как и в других древнерусских городах, в Чернигове для рассмотрения важнейших вопросов общественно-политической жизни созывалось вече, в котором участвовали все лично свободные горожане, но заправляли представители городской аристократии и духовенства [1431, с. 277—280; 1527, с. 13]. В летописях сохранилось датированное 1139 г. упоминание о черниговском вече, дающее некоторое представление о характере этого народного собрания. «Люди черниговци» вынудили князя Всеволода Ольговича прекратить усобицу, угрожавшую очередным разорением городу, и заключить мир со своим противником [1165, с. 301, 302].
Большим влиянием в городе пользовалось духовенство — до конца X в. языческое, а затем христианское. Языческое капище находилось, вероятно, на территории детинца, где в начале XVIII в. были найдены два серебряных идола [1993, с. 7]. После принятия на Руси христианства одной из первых в 992 г. была образована Черниговская епархия во главе с епископом Неофитом [1396, с. 11]. В 1069—1072 гг. в Чернигове жил известный церковный деятель, основатель Киево-Печерской лавры, уроженец Любеча Антоний Печерский. Он поддерживал Святослава Ярославича в его борьбе за великокняжеский престол. Антоний поселился в пещере на Болдиных горах, где впоследствии возник пещерный монастырь в составе нескольких ярусов галерей, помещений и подземных храмов [1160, с. 128]. Всего в начале XIII в. в Чернигове действовало 3 монастыря и не менее 7 церквей.
Основой экономической и хозяйственной жизни Чернигова, как и других древнерусских городов, было ремесло. В Чернигове работали ремесленники многих специальностей. Разнообразные металлические изделия — орудия труда, предметы бытового назначения производили кузнецы, оружие — оружейники. Гончары изготовляли посуду, а также керамические плитки для облицовки интерьера жилых домов знати и церквей. Интенсивное каменное строительство стимулировало производство высококачественного кирпича — плинфы. В начале XIII в. в Чернигове насчитывалось не менее трех десятков мастерских по изготовлению кирпича. В различной технике (литье, ковка, чеканка, чернь, эмаль) работали по золоту и серебру ювелиры. Большое количество шиферных пряслиц, обнаруженных на территории города, свидетельствует о значительном распространении ткачества. Широкое применение в хозяйстве и быту горожан находили изделия столяров, бондарей, стеклодувов, косторезов. Изучение клейм на ремесленных изделиях позволило сделать вывод о том, что в Чернигове работали на рынок как городские, так и вотчинные (княжеские и боярские) мастера [1476, с. 28; 1726, с. 205, 217—251, 279, 358, 494, 495; 1423, с. 211, 212].
Существенное значение в хозяйственной жизни Чернигова имело земледелие. Это подтверждают многочисленные находки сельскохозяйственных орудий труда — серпов, кос, наральников. Горожане разводили также домашний скот, птицу. Немаловажным подспорьем являлись охота и бортничество в пригородных лесах, рыболовство на реках Десне, Стрижне, Белоусе, а также на озерах [1431, с. 293; 1800, с. 71—73]. Важное место в экономике Чернигова принадлежало торговле, средоточием которой был городской торг. В XII—XIII вв. в денежном обращении определенную роль играли т. н. черниговские гривны — слитки серебра шестиугольной формы весом около 200 граммов [1263, с. 40]. Найденные здесь арабские (VII—IX вв.) и византийские (IX—XI вв.) монеты, ювелирные изделия западноевропейских мастеров свидетельствуют о широких внешнеторговых связях местного купечества [1732, с. 195—197, 200; 1702, с. 86]. К XII в. увеличивается число купцов, некоторые из них специализировались на продаже определенных видов товаров. Возникают т. н. ряды.
Чернигов являлся одним из крупнейших центров развития древнерусской культуры. Надписи на ремесленных изделиях, стенах каменных зданий (т. н. граффити) свидетельствуют о значительном распространении грамотности среди горожан [1986, с. 38; 1560, с. 390, 391]. Одна из таких надписей, принадлежавшая «отроку Ионе из Чернигова», была обнаружена на стене Софийского собора в Киеве [1467, с. 74, 75]. Высокообразованными для своего времени людьми были некоторые из черниговских бояр и князей. Так, Всеволод Ярославич знал пять иностранных языков Греческим и английским языками владел Владимир Всеволодович Мономах.
Известными книголюбами были Святослав Ярославич (XI в.) и Святослав Давыдович (XII в.). Книги, собранные Святославом Давыдовичем, впоследствии легли в основу библиотеки Киево-Печерского монастыря [1560, с. 392-396].
С Черниговом связано возникновение целого ряда произведений древнерусского фольклора, в частности былин об Иване Годиновиче, Илье Муромце и Соловье-Разбойнике, Иване Гостином сыне [1724, с. 45—47, 73—75, 130—134]. Перу черниговского игумена принадлежало одно из первых произведений паломнической литературы — «Хождение Даниила», в котором описывалось путешествие в Палестину в 1106—1107 гг. [1548, с. 130— 133]. Значительное место черниговские воспоминания занимали в «Поучении» Владимира Всеволодовича Мономаха [1160, с. 162]. В 70-х годах XII в. в Чернигове были написаны «Повесть об убиении Андрея Боголгобского», а также «Слово о князех», осуждавшие княжеские усобицы. Политика черниговских князей получила освещение в гениальном произведении древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» [1727, с. 130, 131; 1728, с. 86—130]. В Чернигове велось свое летописание. Черниговская летопись XII в. не сохранилась, но фрагменты ее выявлены в Ипатьевском своде XV века [1805, с. 72, 364; 1617, с. 181—196]. Древний Чернигов славился многочисленными памятниками архитектуры. Уже в начале 30-х годов XI в. здесь был заложен один из первых на Руси каменных храмов — величественный пятикупольный Спасский собор. В XII в. в Чернигове сформировалась своя архитектурная школа, получившая воплощение в архитектуре Борисоглебского, Успенского и Благовещенского соборов (последний не сохранился). В XII в. в творческий художественный процесс включается все больше местных сил — выходцев из народа. Именно благодаря им в сферу религиозных образов вторгаются образы народной фантазии, сказочные мотивы и сюжеты. На белокаменных капителях Борисоглебского собора ярко изображены фантастические звери в орнаментальном плетении [1619, с. 86]. В живописную панораму Болдиных гор, что на юго-западной окраине Чернигова, органически вписалась бесстолпная Ильинская церковь XII в., построенная у входа в пещерный монастырь. Новую страницу в историю древнерусского зодчества на рубеже XII—XIII вв. вписали черниговские мастера, соорудившие на средства посадских людей Пятницкую церковь. Ее отличали необыкновенная компактность, выразительность и динамичность силуэта. В архитектуре Пятницкой церкви, как и в «Слове о полку Игсреве», отражены возвышенные идеалы единства Древней Руси. Творения черниговских зодчих оказали влияние на украинскую и русскую архитектуру XV— XVII веков [1424, с. 42-51, 116, 129, 145, 170-174].
В архитектурных памятниках Чернигова сочетались различные виды искусства. Так, снаружи черниговские храмы украшали резные белокаменные детали с растительным орнаментом и изображениями фантастических зверей. Изнутри соборы и церкви расписывались фресками, фрагменты которых сохранились в Успенском соборе. Полы выстилались цветными керамическими либо резными шиферными плитами с яркими мозаичными панно, представление о которых дает известная композиция с павлином из Благовещенского собора [1425, с. 52].
Черниговские ремесленники внесли значительный вклад в сокровищницу древнерусского декоративно-прикладного искусства. Широкую известность получила серебряная оправа турьих рогов — сосудов для питья из Черной Могилы (X в.). Один из них украшен чеканным орнаментальным узором, другой — рельефным фризом со сказочным сюжетом, позаимствованным, очевидно, из былинного эпоса. Выдающимся памятником художественного ремесла конца XI в. является найденный в пригороде Чернигова на берегу реки Белоус отлитый из золота амулет с изображением человеческой головы, обвитой змеями (отсюда его название — змеевик) и надписью: «Господи помоги рабу своему Василеви». Исследователи связывают его с Владимиром Всеволодовичем Мономахом, княжившим в Чернигове в конце XI в. и носившим христианское имя Василий. Возможно, змеевик был утерян Мономахом во время одного из охотничьих единоборств, столь красочно описанных им в «Поучении». В XII в. для другого черниговского князя — Владимира Давыдовича местные мастера изготовили знаменитую серебряную чашу емкостью около 8 литров, предназначенную для торжественного заздравного питья вкруговую. Творения местных мастеров-ремесленников свидетельствуют о высоком уровне художественной культуры древнего Чернигова [1732, с. 197—201; 1425, с. 38, 42, 43].
Дальнейшее развитие Чернигова, как и всей Древней Руси, было прервано нашествием многочисленных орд хана Батыя. В октябре 1239 г. к городу подступила орда хана Менгу. На выручку осажденным попытался пробиться князь Мстислав Глебович, двоюродный брат черниговского князя Михаила Всеволодовича, который незадолго до этого покинул город. У стен Чернигова началась ожесточенная сеча. «Лют бо бе бой у Чернигова,— сообщает летопись,— оже и тараны на нь поставите и меташа на нь камением полтора перестре-ла, а камень же яко можаху 4 мужем силным поднята». Однако силы были неравными, «и побежден бысть Мстислав. Множество от вой его избиено бысть». 18 октября 1239 г. орды Батыя «град взяша и запалиша огнем» [1171, с. 88]. Раскопки на территории древнего Чернигова полностью подтвердили летописные известия об этой трагедии. Археологи обнаружили следы большого пожара, остатки разрушенных и обгоревших домов, дворцовых зданий.
Чернигов был превращен в руины, большинство его жителей истреблено либо угнано в рабство. Завоеватели, однако, сохранили институт княжеской власти. Один из немногих источников по истории края в ХШ— XIV вв.— синодик Любечского Антониевского монастыря сохранил имена черниговских князей той поры [1520, с. 31, 181, 220, 221, 254, 255; 1431, с. 301—310]. Лишь некоторым из них удалось сыграть заметную роль в политической жизни. Так, вначале не признавал зависимости от Золотой Орды и искал поддержки на Западе князь Михаил Всеволодович. В 1245 г. он возвратился в Чернигов. Затем поехал к Батыю, надеясь получить от него ярлык на Черниговское княжество, но в 1246 г. за отказ исполнить языческий обряд был казнен. Такая же участь постигла и его сына Романа Михайловича Старого в конце 80-х годов XIII века [1171, с. 92—95; 1561, с. 11, 12, 22, 25; 1835, с. 68].
Во второй половине XIII—XIV в. наступление на Чернигово-Северщину развернули литовские князья. В 1355— 1356 гг. большая часть края, в т. ч. и Чернигов, была включена в состав Литовского государства. Литовские феодалы стремились превратить город в надежный форпост на юго-восточной границе своих владений. На рубеже 70—80-х годов XIV в. в Чернигове была сооружена деревянная крепость для защиты от опустошительных набегов татар [1168, с. 69, 229; 1169, с. 24, 25; 1170, с. 88]. В 1498 г. литовские дипломаты рассказывали в Москве, что татары, «пришодши на наши украйны под наш город Чернигов, шкоды великие починили и много людей в полон повели» [2006, с. 266].
На протяжении второй половины XIV — первой половины XV в. Чернигов принадлежал литовскому великокняжескому дому, им управляли наместники. Во второй половине XV в. он был пожалован князьям Можайским [1169, с. 63]. Горожане выплачивали в их пользу различные налоги, несли натуральные повинности. Социальное и национальное угнетение, а также внешняя опасность отрицательно сказывались на развитии города. Однако Чернигов постепенно отстраивался [1562, с. 48]. Город стоял на торговом пути, по которому купцы с разных регионов Украины во второй половине XIV в. добирались в русские города, везя соль, смолу, поташ, а также восточные товары — шелковые ткани, ковры, парчу, фрукты и др. [1653, с. 26—65]. Вместе с ними в Москву, Рязань, Смоленск, Брянск, Тверь ездили и черниговцы. В Чернигов приезжали купцы из Москвы, Твери, Владимира, Ростова, Суздаля, Брянска. С усилением социального гнета со стороны литовских феодалов и началом набегов на Украину крымских татар, доходивших не раз и до Чернигова, переселение черниговцев в пределы Русского государства, имевшее место и прежде, приобретало все большие размеры. Так, в начале XV в. в Москву прибыло несколько украинских феодалов во главе с князем Свидригайлом. Среди воинов, прибывших с ними, большинство составляли выходцы из Чернигова. В последней четверти XV в. движение за освобождение из-под литовского господства и воссоединение с русским народом стало массовым. Население Чернигово-Северщины отказывалось подчиняться литовским панам. Наконец, в 1499—1500 гг. на сторону России перешел ряд местных князей, среди которых был владелец Чернигова С. И. Можайский. Война между Литвой и Россией в 1501—1503 гг. закрепила Чернигов вместе с другими населенными пунктами Чернигово-Северщины и Смоленщины за Русским государством [1653, с. 51— 53; 2006, с. 399].
Воссоединение этих земель с Россией способствовало ослаблению социально-экономического (на Черниговщине в конце XVI в. барщина составляла 2 дня в неделю), политического и религиозного гнета, дальнейшему развитию ремесла, торговли, строительного дела. В 1531 г. на территории Черниговского детинца «повелением великого государя Василья Ивановича… срублен бысть град Чернигов древян» [1166, с. 58]. Достаточно мощная по тем временам крепость представляла собой замок-цитадель. В крепости размещался гарнизон русских войск, располагались административные здания, артиллерийский двор. По свидетельству современника, в начале XVII в. здесь находилось «армат больших 27, поставленных на башнях и на стене так, чтобы можно было со всех сторон поражать и оттеснять неприятеля; было еще много меньших армат» [1892, отд. 2, с. 11]. В XVI в. русские люди стали появляться в Чернигове еще чаще. Они приезжали сюда целыми валками и продавали собольи шубы, ту-
лупы, шелковые ткани, изделия из кожи, оружие. В Чернигове находились специальные склады, где хранилась и продавалась соль, привезенная из Галичины. Отсюда ее отправляли в русские города. Неоднократно останавливались в Чернигове и иностранные купцы, ехавшие в Россию и возвращавшиеся назад. Литовские феодалы не хотели мириться с потерей Се-верщины и упорно пытались оторвать ее от России. Так, в сентябре 1534 г. к Чернигову подступил воевода Андрей Немирович «со многими людми и с нарядом». Плечом к плечу с русскими стрельцами черниговцы встали на защиту родного города. Дождавшись ночи, осажденные произвели вылазку и «многих побили литовских людей, и пушки, и пищали со всем нарядом у них поймали, и Андрей Немиров на утренней зоре и прочь побежал с великим срамом» [1166, с. 80].
Во второй половине XVI в. после образования польско-литовского феодального государства — Речи Посполи-той шляхта усилила экспансию на Украине. В 1579 г. была сделана попытка овладеть Черниговом, но безуспешно. Осенью 1604 г. город разграбил и опустошил ставленник польских магнатов Лжедмитрий I [2005, с. 368—370]. Украинский и русский народы совместно боролись не только с иноземными захватчиками, но и с местными феодалами-крепостниками. В 1606 г. на Северщине началось восстание под предводительством И. И. Болотникова. Одним из его опорных пунктов стал Чернигов, население которого активно поддерживало восставших [1167, с. 70; 1110, с. 93, 94].
Осенью 1609 г. Речь Посполитая перешла к открытой интервенции против России. Польская армия двинулась на Москву, а один из отрядов во главе с киевским подкоморием Горностаем зимой 1610 г. обманным путем захватил и полностью сжег Чернигов, после чего только спустя 12 лет «почали знову до Чернигова люде збиратися и будоватися» [2005, с. 561; 1400, с. 76].
После поражения в войне против России правящим кругам Речи Посполитой все же удалось по Деулинскому перемирию 1618 г. отторгнуть Северские земли, Чернигов вновь очутился под иноземным гнетом. С 1620 по 1633 гг. край был выделен в особую административную единицу — Черниговское княжество и находился под юрисдикцией королевича Владислава [1800, с. 293—295]. Польская шляхта, однако, натолкнулась на упорное сопротивление местного населения. Долгое время здесь, по существу, сохранялось чрезвычайное положение. В 1633 г. в ходе русско-польской войны (1632—1634 гг.) Россия предприняла попытку вернуть Северщину. Русские войска осадили Чернигов, однако овладеть крепостью не смогли [1107, с. 418]. Спустя год после Поляновского мира, подтвердившего в основном условия Деулинского перемирия, в 1635 г. было образовано Черниговское воеводство [1216, с. 410, 411; 1211, с. 61—65].
В условиях развития товарно-денежных отношений в среде ремесленников и торговцев, составлявших большинство городского населения, углублялось имущественное неравенство. Сформировались основные социальные группы — патрициат, бюргерство, плебс.
Хотя Чернигову и было предоставлено магдебургское право (1623 г.), должностные лица органа местного самоуправления — магистрата во главе с войтом не избирались, а назначались королевской администрацией. Первым черниговским войтом стал шляхтич Ян Куповский, исполнявший наряду с этим обязанности коменданта крепости. Магистрату отводились обширные земли вокруг Чернигова с зависимым крестьянским населением [1841, с. 5; 1681, с. 17].
Полномочия магистрата не распространялись на солдат местного гарнизона, казаков, духовенство, украинскую и польскую шляхту. Некоторые феодалы имели на территории Чернигова неподвластные магистрату земельные владения, т. н. юридики. Основная масса горожан жестоко эксплуатировалась властями, городской верхушкой. С них взимались различные налоги в пользу магистрата и государства. Они привлекались также к ремонту дорог, мостов, городских укреплений, несению сторожевой службы и т. д. [1841, с. 911; 1652, с. 41, 44]. Социальное угнетение дополнялось национально-религиозным. В январе 1635 г. сейм подтвердил королевские привилегии, данные ранее католическим монахам-берпардинцам. Усилилось преследование православных, насильственное насаждение унии. Католикам был передан в Чернигове Борисоглебский монастырь, архимандритом Елецкого монастыря в 1628 г. стал униат. Смоленский архиепископ даже поклялся, что в Смоленске, Чернигове и Стародубе всех православных приведет к унии. Все это вызывало недовольство и протест широких слоев горожан, которые выступали против польско-шляхетского господства и национально-религиозного гнета.
О культурной жизни Чернигова в XIV — первой половине XVII вв. сведений почти не сохранилось. В XVI в. были восстановлены памятники древнерусской архитектуры — Спасский и Успенский соборы [1398, с. 8; 1400, с. 5]. Во второй четверти XVII в. в городе жил известный украинский писатель и церковно-просветительный деятель К. Ставровецкий (Транквиллион). Он организовал собственную передвижную типографию, где в 1646 г. напечатал свой сборник поэтических и прозаических произведений морально-религиозного характера под названием «Перло многоценное» [2011, с. 227; 2003, с. 269—271].
В неимоверно тяжелых условиях иноземного порабощения трудящиеся Чернигова, как и других городов Украины, стремились к единству и братству с русским народом. Уже в начальный период освободительной войны украинского народа 1648—1654 гг. широкие слои городского населения поднялись против польско-шляхетского господства. 7 июня 1648 г. севские воеводы, сообщив царю о событиях на Украине, подчеркивали, что народные массы стремятся к воссоединению Украины с Россией: «в Киеве и в Чернигове и в иных городех от белорусцев та молва и желание есть, чтоб им всем быть под твоею царскою высокою рукою во крестьянской вере; то нам, холопам твоим, подлинно ведомо от многих людей» [1108, с. 31].
К середине июня 1648 г. восставшие овладели Черниговом. Здесь разместились крупные силы крестьянско-казацкого войска (в составе 2—3 полков), оборонявшие северные рубежи Украины [1153, отд. 3, с. 94; 1087, с. 223, 455; 1109, с. 26]. Избавленный от польско-шляхетского господства город стал центром Черниговского полка, который возглавил сподвижник Б. Хмельницкого М. Небаба. Войтом «за обранем всего посполства места Чернигова» стал И. Скиндер, назначенный вскоре Б. Хмельницким и «дозорцею» (комендантом) Черниговской крепости [1125, с. 146, 147; 1811, с. 219, 226]. Неудовлетворенные условиями Зборовского договора 1649 г., народные массы продолжали борьбу против шляхты. Русские послы в Польше Г. и С. Пушкины в статейном списке записали 4 апреля 1650 г.: «около де Чернигова и Стародуба и Почепа все мещане взбун-товалися и стоят все собрався в окопах» [1108, с. 340]. Летом 1651 г. в битве на Днепре близ устья Сожа с армией литовского гетмана Я. Радзивилла казацко-крестьянские войска потерпели поражение. В этом бою погиб один из героев освободительной войны полковник М. Небаба. Минуя Репки, Я. Радзивилл двинулся к Чернигову, обороной которого руководил новый черниговский полковник С. Пободайло. По свидетельству современника, «под Черниговом у Козаков с гетманом Радивилом был бой, и литовских людей… побили многих… и на бою взяли две пушки огненные, да три пушки полковых» [1087, с. 474]. Овладеть городом врагу не удалось.
Как и весь украинский народ, черниговцы с радостью встретили решение Переяславской рады о воссоединении Украины с Россией. 28 января 1654 г. глава русского посольства боярин В. В. Бутурлин прибыл в Чернигов для приведения населения к присяге на верность союзу с Россией. Всего в Чернигове присягнуло «сотников, и казаков, и мещан, и всяких людей» 1105 человек [1109, с. 487, 535].
Когда в 1659 г. гетман-изменник И. Выговский открыто выступил против России, горожане изгнали из Чернигова его сторонников [1465, с. 415]. В 1661 г. царь Алексей Михайлович благодарил черниговцев за то, что они отказались поддержать гетмана Ю. Хмельницкого, который стремился восстановить на Украине господство шляхетской Польши. Осенью 1708 г., когда на севере Украины появилась шведская армия Карла XII, находившиеся в Чернигове русские офицеры также сообщали Петру I о верности жителей города союзу с Россией [1816, с. 37].
Воссоединение Украины с Россией благотворно сказалось на социально-экономическом развитии края. Во второй половине XVII в. Чернигов являлся значительным центром ремесленного производства. Ремесло развивалось в рамках цеховой организации. Общее количество цехов колебалось в Чернигове от 4 до 8 [1341, с. 5; 1410, с. 297—302]. Но для черниговских цехов была нехарактерна определенная специализация. Так, один из них в конце XVII в. объединял всех ремесленников, «молотом працюючих» — от кузнецов до ювелиров, столяров и сапожников. Сюда же принадлежали и мельники. Все эти ремесленники подчинялись цехмейстру кузнецкого цеха [1588, с. 196].
Расширялись и крепли связи с русскими городами. Еще во время освободительной войны в Чернигов приезжали севские торговые люди. Купцы из Чернигова ездили торговать в Брянск и другие города [1116, с. 356].
После войны Чернигов снова стал важным центром торговли — через него проходила одна из торговых дорог из Москвы в Киев. Черниговские купцы в больших количествах закупали поташ в будах Полесья и везли его в Россию. Через Поев, Речицу, Несвиж, Гродно, Августово они ехали в Кенигсберг. Три раза в год в городе собирались ярмарки. Особым спросом здесь пользовались различная деревянная посуда, возы, колеса и другие товары.
Царское правительство, способствуя дальнейшему развитию торговли и ремесла, в 1655, 1666 и 1690 гг. подтвердило право Чернигова на самоуправление и прежние «вольности». Но эти подтверждения почти ничего не давали городским низам. Все выборные должности в магистрате — войта, бургомистров, райцев, лавников, как правило, занимали представители зажиточных мещанских и старшинских семей, стремившихся переложить на плечи трудящихся всю тяжесть податей. Формы и размеры податей не были четко определены, поэтому представители властей могли не только сами уклониться от их уплаты, но и нажиться за счет мещан и казаков. Полковая администрация и воевода все больше вмешивались в городские дела, что нашло отражение в жалованной грамоте черниговцам 1690 г. Мещане писали, что воевода, бояре и гетман требуют для себя и войска подводы [1116, с. 353, 354]. Углубление классовых противоречий и усиление гнета со стороны казацкой старшины и царизма, а также недовольство Андрусовским перемирием 1667 г. послужили толчком к восстанию 1668 г. на Левобережной Украине. Активное участие в нем приняли и черниговцы. Восемь месяцев пришлось тогда отсиживаться воеводе в крепости, пока не выручило его войско во главе с Г. Ромодановским. Учитывая недовольство населения своеволиями воевод, царское правительство вынуждено было пойти на некоторое ограничение их власти.