Народное творчество и прикладное искусство Черниговской области в эпоху феодализма
Высокого уровня развития достигли устное народное творчество и литература. Особенно распространенными были песни, сказки, загадки, предания и былины, легенды. Яркие страницы прошлого отражены в былинах о Даниле Игнатьевиче, Ставре Годиновиче, Чуриле Пленковиче и др. Одна из них рассказывает об освобождении Чернигова от вражеских полчищ Ильей Муромцем. С Черниговом имел связь знаменитый древнерусский песнотворец Бонн [1724, с. 78—138, 306—311; 1727, с. 410—417].
Одной из древнейших форм устного народного творчества являются заговоры, возникшие в связи с магическими представлениями. Древнерусская литература отличалась большим жанровым разнообразием. Исключительно ярким явлением в ней были летописи. Уже в XI в. в Чернигове при князе Святославе Ярославиче велась летопись, выдержки из которой вошли в летопись Никона. Среди летописных известий XII в. выделяются отрывки из чернигово-северских летописей Всеволода, Игоря и Святослава Ольговичей, Святослава Всеволодовича [1727, с. 115—138, 172—175, 445]. В 90-е годы XII в. в Чернигове была предпринята попытка создания общерусского летописного свода. Первым произведением жанра путешествий является «Хождение Даниила», написанное черниговским игуменом и повествующее о его путешествии в Палестину в 1106—1107 гг. В нем приводятся сведения географического и экономического характера, свидетельствующие о любознательности и наблюдательности путешественника [1201, с. 59—62]. Среди других произведений следует упомянуть «Повесть об убиении князя Андрея Боголюбского», написанную в Чернигове талантливым летописцем Кузьмищем при дворе князя Святослава Всеволодовича [1727, с. 130], а также «Слово о князьях» (1175 г.), автор которого обращается к русским князьям с призывом прекратить усобицы и защитить Русскую землю от вражеских набегов [1201, с. 76—79]. В 1136 г. в Новгороде-Северском начал вести летопись Поликарп, который позже переехал в Киев (1156 г.). Выдающимся памятником древнерусской и мировой культуры является «Слово о полку Игореве». Поводом к его написанию послужил неудачный поход против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в 1185 г. Используя конкретные события похода, автор «Слова» обращается ко всем русским князьям с горячим призывом прекратить усобицы и объединиться перед угрозой внешней опасности. «Суть поэмы,— писал К. Маркс,— призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ» [2, с. 16].
В княжеских замках, монастырях и в крупных городах велось каменное строительство. Так, в первой половине XI в. в Чернигове был сооружен монументальный пятиглавый Спасский собор, сохранившийся до наших дней. Его фасады декорированы пилястрами, уступчатыми нишами и арками. Недалеко от него был построен княжеский терем, остатки которого выявлены при археологических раскопках [1619, с. 84, 85; 1426, с. 42-52].
В XII в. были сооружены Борисоглебский и Успенский соборы в Чернигове, Юрьева божница в Остре. Единственным однокамерным древнейшим храмом Приднепровья является сохранившаяся доныне Ильинская церковь XII в. в Чернигове. Выдающимся памятником зодчества XII в. был Благовещенский собор, построенный в 1186 г. в Чернигове (разрушен ордами Батыя). Как показали археологические исследования, это был пятиглавый храм, внутри богато украшенный мозаикой, фресками, глазурованной плиткой, резным камнем [1993, с. 69—93]. Уникальным творением народного гения называют Пятницкую церковь в Чернигове, современницу бессмертного «Слова о полку Игореве».
При строительстве зданий в Черниговской земле из-за отсутствия природного камня применялся главным образом кирпич-плинфа, изготовленный местными мастерами. Частично использовался и привозной камень, кладка производилась на цемянке — известковом растворе с примесью толченой керамики. Крыша покрывалась черепицей или листами свинца.
Высокого уровня достигла монументальная живопись как главная составная часть внутреннего убранства храмов. Фрагменты настенной фресковой живописи сохранились до наших дней в Спасском, Борисоглебском и Успенском соборах в Чернигове, Юрьевой божнице в Остре.
Разнообразным и высокоразвитым было прикладное искусство Черниговской земли. Изделия ювелиров, кузнецов, оружейников, ткачей и других мастеров отличались большим художественным вкусом. Прекрасным образцом ювелирного искусства X в. является серебряная оправа турьих рогов из княжеского кургана Черная Могила в Чернигове. Один из них украшен сочным растительным орнаментом, другой — сюжетной орнаментацией, состоящей из человеческих фигур, фантастических зверей, птиц, драконов. Сюжет иллюстрирует сцену гибели Кащея Бессмертного из былины об Иване Годиновиче. Памятником древнерусского прикладного искусства является также серебряная чаша XII в., найденная в Чернигове [1542, с. 368]. Распространенной была резьба по камню и дереву, изготовлялись стеклянные изделия, смальта, керамические плитки с разноцветной глазурью для внутреннего убранства зданий. Народное художественное творчество особенно ярко проявлялось в резьбе по дереву, из которого изготовлялись различные предметы быта и домашнего обихода.
Изделия древнего прикладного искусства отличались самобытностью и совершенством, они пользовались большим спросом далеко за пределами Руси. Экономическое и культурное развитие Чернигово-Северщины, как и ряда других русских земель, на длительное время было прервано нашествием кочевников. Выступая разрозненно, русские князья потерпели поражение в 1223 г. на Калке. В этом сражении погиб и черниговский князь Мстислав Святославич, была уничтожена его дружина. В октябре 1239 г. орды хана Батыя захватили и разрушили Чернигов, овладели Новгородом-Северским и другими городами Чернигово-Северской земли. Особенно сильно были опустошены южная и юго-восточная части Чернигово-Северщины. Меньшему разорению подверглась ее северная часть. Леса, овраги, реки, болота укрывали население от вражеской конницы. Около половины известных по названиям населенных пунктов сохранились вплоть до наших дней. Уже в первой половине XIV в. возрождались разрушенные города и села, возникали новые, продолжали развиваться как крупные ремесленные и торговые центры Чернигов, Новгород-Северский и другие города, сооружались оборонительные укрепления [1571, с. 113, 114; 1685, с. 495; 1629, с. 310-315].
Сильно пострадала от нашествия орд Батыя Переяславская земля, но и она не пришла в запустение, на что указывает организация в 1261 г. объединенной Сарайской и Переяславской епархии. По рекам Удай, Супой сохранились села и даже укрепленные города. Среди крупных населенных пунктов были Прилуки, Уневеж, Нежатин и др. Крайне отрицательно сказалось на развитии русских земель золотоордынское иго. В середине 50-х годов XIII в. население было переписано и обложено различными тяжелыми повинностями и податями. Среди них ханские грамоты называют дань, пошлину, плужное (земельный налог от плуга), подводное и корм (перевоз и содержание ханских посланцев), война и ловчее (обязанность идти в поход, а также «на ловы» с татарами) и др. Завоеватели собирали дань как деньгами, так и натурой: продуктами земледелия, животноводства, охоты и т. д. [1685, с. 495; 1506, с. 83]. Была создана система взимания податей по десяткам, сотням, тысячам и тьмам. На территории Левобережной Украины существовало три тьмы — Черниговская, Курская и «Сараева сына Егалтаева тьма». В конце 60-х годов XIII в. ордынские правители посылают на Русь представителей своей администрации — баскаков, которым давалась дань на откуп. Собирание дани сопровождалось большой жестокостью. Кроме обычной ежегодной, собиралась и чрезвычайная дань, в т. ч. и людьми [1506, с. 11; 1629, с. 315]. Процесс дробления Чернигово-Северской земли на удельные княжества, начавшийся еще до нашествия орд Батыя, теперь еще больше усилился. Наряду с Черниговским, здесь во второй половине XIII и в XIV в. существовали Новгород-Северское, Путивльское, Курское, Глуховское, Стародубское, Трубчевское, Рыльское, Липовецкое, Брянское, Козельское, Вырьское, Любечское, Сосницкое, Бахмачское, Лопастинское, Карачевское, Сновское, Вщижское и другие княжества. Центр Черниговской земли переместился в Брянск, менее пострадавший от нашествий. Из Чернигова в Брянск была перенесена и епископская кафедра [1560, с. 12; 1520, с. 157—210].
Используя феодальную раздробленность и последствия вторжения орд Батыя, литовские феодалы в середине XIV в. установили свое господство над украинскими землями, в т. ч. и Чернигово-Северщиной. По определению Энгельса, эти земли «нашли себе защиту от азиатского нашествия, присоединившись к так называемому Литовскому княжеству» [1, с. 19]. Решающую роль в присоединении к Литовскому государству сыграли местные феодалы. Пользуясь стремлением народных масс освободиться от тяжелого золотоордынского ига, они пошли на соглашение с правящей верхушкой.
Основным занятием населения оставалось земледелие. Преобладающей системой становилось трехполье, но в Полесье еще бытовало и подсечно-огневое земледелие. В южных волостях, где было немало свободных земель, хлебопашество велось т. н. переложным способом. В отдельных случаях все эти формы ведения сельского хозяйства сосуществовали одновременно [1685, с. 498]. Освобождение от господства золотоордынцев благоприятно сказалось на дальнейшем развитии сельского хозяйства, ремесла и торговли. Значительная часть крестьян сохраняла старинную общинную организацию. Большая часть крестьянских угодий находилась в пользовании дворищ (они включали родственные семьи нескольких поколений). Дымы, входившие в состав дворища, закрепляли за собой те участки, на которых вели индивидуальное хозяйство. Дворище, обычно состоявшее из 5—11 дымов, отбывало повинности: выполняло работы, платило дань феодалу и великому князю, разверстывая эти повинности между дымами.
Росло крупное феодальное землевладение за счет захвата общинных земель. Усиливалось наступление феодалов на сельскую общину. Крестьянство — основная масса населения края — подвергалось различным формам феодальной эксплуатации: давало дань натурой — медом, воском, мехом ценных зверей, хлебом, иногда вносило чинш в пользу феодалов или отбывало барщину, платило подати и выполняло повинности в пользу государства. Главной постоянной денежной податью была поголовщина. Вторым денежным налогом в XIII—XV вв. являлась татарщина. Кроме того, крестьяне должны были строить и ремонтировать замки, мосты и дороги; нести сторожу в замках и в поле; косить сено, давать подводы, стацию (продукты великому князю и его двору во время переездов). Много земли принадлежало церкви. Последней, кроме повинностей, зависимые крестьяне платили еще и десятину [1560, с. 28—31; 1489, с. 60, 61].
В деревнях края было много кустарей, основным занятием для которых являлось ремесло. Это были кузнецы, слесари, котельщики, плотники, колесники, бочары, обжигальщики, скорняки, кожемяки, хомутники, ткачи, портные, пивовары, винокуры. Много ремесленников жило и в городах, число которых в XIV—XV вв. увеличилось [1685, с. 504].
Феодальная зависимость крестьян заключалась не только в выполнении повинностей в пользу пана, но и в ограничении их свободы. По своему юридическому положению они делились на похожих, или вольных, и непохожих (отчичей). Последние уже были закрепощены, а первые еще пользовались ограниченным правом перехода от одного феодала к другому. Феодальная зависимость крестьян все возрастала [1489, с. 59, 60; 1561, с. 34, 35; 1537, с. 47—80]. Тяжелое положение подвластного Литве населения усугублялось частыми нападениями Крымского ханства. Особенно опустошительными были набеги на черниговские земли в 1482 и 1495 гг. крымского хана Менгли-Гирея.
Население Чернигово-Северщины стремилось избавиться от господства Великого княжества Литовского, опираясь на поддержку Русского государства. В 1500 г. чернигово-северские князья, владевшие Черниговом, Стародубом, Рыльском, Новгородом-Северским, Гомелем, Любечем и другими городами, «со многими волостями» перешли на сторону Москвы. В составе Чернигово-Северской земли отошел к России и Нежин. Начавшаяся тогда война России с Литвой за эти земли закончилась в 1503 г. перемирием, по которому Чернигово-Северская земля осталась в составе Русского государства, за исключением небольшой полосы около Остра, оставшегося за Литвой.
В объединении Чернигово-Северской земли с Русским государством большую роль сыграло местное население. Московский великий князь Иван III предупредил крымского хана, чтобы тот не ходил к Чернигову и Новгороду-Северскому: «те города и земли ныне наше» [1541, с. 152; 1435, с. 457].
В период феодальной раздробленности на территории Киевского, Переяславского, Чернигово-Северского, Волынского и Галицкого княжеств началось формирование украинской народности [1561, с. 188]. На Среднем Приднепровье образовалось этническое ядро, к которому тяготело население других украинских земель.
В связи с началом в 1507 г. новой войны Русского государства с Великим княжеством Литовским активизировалось освободительное движение на Украине. Этим воспользовалась семья магнатов Глинских, чтобы поднять восстание. Потерпев неудачу, осенью 1508 г. М. Глинский вместе со своими сторонниками отступил в пределы Русского государства [1489, с. 114—116; 1653, с. 54—59].
Вхождение в состав России Чернигово-Северской земли имело прогрессивное значение. Здесь были созданы более благоприятные условия для развития ремесла и торговли. Чернигов приобрел значение транзитного пункта на торговых путях России с другими украинскими землями и странами Западной Европы. Он превратился также в важную крепость Русского государства на его юго-западных рубежах. Крупным торговым центром, связывающим русские и украинские земли, стал Нежин. Великое княжество Литовское, а после Люблинской унии 1569 г. и шляхетская Польша не оставляли надежды возвратить Чернигово-Северщину под свою власть. Русские войска совместно с местным населением неоднократно отражали их нападения.
Осенью 1604 г. в Чернигово-Северскую землю вторглись войска ставленника польской шляхты самозванца Лжедмитрия I, пытавшегося захватить московский престол. Взяв обманным путем Чернигов и другие города, войска самозванца двинулись на север, но под Новгородом-Северским натолкнулись на серьезное сопротивление. Жители города и московские стрельцы героически защищали его, выдержав длительную осаду.
В XVI в. в России усилилась эксплуатация феодально зависимых крестьян. Массовыми стали побеги крестьян. К середине 1606 г. отдельные выступления вылились в крестьянское восстание под руководством И. И. Болотникова. Низы Чернигова, Новгорода-Северского, Сосницы и других населенных пунктов расправлялись с купеческой верхушкой, ростовщиками и представителями местной власти. Украинские крестьяне и горожане участвовали также и в походе Болотникова на Москву и в его действиях под Москвой [1652, с. 94]. Воспользовавшись ослаблением России предыдущими войнами, Польше (по Деулинскому перемирию 1618 г.) удалось оторвать Чернигово-Северскую землю от России. Князья Пясочинские и Оссолинские завладели Глуховским, Новгород-Северским и частично Конотопским уездами. Огромные имения в Сосницком, Березнянском и Нежинском уездах принадлежали Адаму Киселю. Его собственностью стали Носовка, Кобыжча, Мена, Макошин и другие крупные населенные пункты. Батурин принадлежал шляхтичу Стечине, Сосница — Пшонке, Борзна — Вышлу, Городня — Хвощу и т. д. Вишневецкие владели только в Прилукском уезде 12 городами и селами, в т. ч. Прилуками, Ичней, Варвой, Иваницей, Сокиринцами, Сребным и другими с населением 66 330 душ подданных [1256, с. XIV, XV; 1448, с. 18]. Часть населенных пунктов была роздана католическим монастырям.
Пользуясь неограниченной властью, польские и украинские феодалы подвергали крестьян и городское население жестокой эксплуатации и грабежу, облагали их непосильными налогами. Безопасность феодалов охранялась как войсками, расквартированными почте во всех городах и многих местечках Черниговщины, так и надворными хоругвями из вооруженной челяди. Хотя Новгород-Северский (1620 г.), Чернигов (1623 г.) и Нежин (1625 г.) получили магдебургское право, королевские наместники, не считаясь с самоуправлением, постоянно вмешивались в их внутренние дела. На Черниговщине крестьянин за 1 волоку (около 21,4 га) должен был платить 46 грошей и работать на помещика по два дня в неделю. В северной части в шляхетских имениях преобладала натуральная рента. В городах ограничивались права украинского населения в занятии ремеслом и торговлей. В Чернигове, Новгороде-Северском и Нежине были открыты костелы [1800, с. 297, 304; 2565].
В 1635 г. создано Черниговское воеводство во главе с польским магнатом М. Калиновским. В его состав входили Чернигов, Новгород-Северский, Конотоп, Путивль, Глинск и другие города. Нежин, Остер и Батурин были отнесены к Киевскому воеводству, а Любеч и Стародуб — к Смоленскому.