Львовская область в эпоху феодализма
Развивалось крупное феодальное землевладение, основу которого составляла эксплуатация зависимых крестьян (смердов) и рабов-холопов. Получили распространение отработочная рента и рента продуктами, с преобладанием последней. Феодально зависимое население выполняло также повинности по строительству и ремонту городских укреплений, содержании княжеской дружины и т. п. Обострение классовых противоречий обусловило нарастание классовой борьбы, вылившейся в крупные крестьянские восстания против феодального гнета. Одним из крупнейших антифеодальных выступлений на Руси было движение смердов в Галицкой земле в 50-х гг. XII в., слившееся с политической борьбой — выступлением князя Ивана Ростиславича, прозванного Берладником.
Значительного развития в Галицко-Волынском княжестве достигла культура. В основном она продолжала развивать древнерусские традиции, приобретая вместе с том своеобразные черты. Существовали школы, в некоторых из них, кроме грамоты, преподавались элементы риторики, философии, юридических знаний. В Звенигороде, Львове найдены т. н. писала для писания на восковых табличках. Высокого развития достигли архитектура, живопись, прикладное искусство. Большинство сооружений возводилось из дерева, реже — из камня. Первоначально из камня строили крепости и церкви, иногда и княжьи палаты. Благодаря этому возникла профессия «городовиков» — строителей городских укреплений. Таким «городовиком» был упомянутый в летописи XIII в. «муж хитрый» Олекса, который «многие городы рубя». Каменные сооружения отделывались белым галицким и зеленым холмским камнем. Летописью отмечен один из мастеров резного орнамента — «хитречь Авдей». Мастерство галицких художников-монумента-листов высоко ценилось современниками. Развивалось и книжное дело. Рукописные книги стали здесь довольно распространенным явлением. Замечательным памятником древнерусского летописания является Галицко-Волынская летопись, тесно связанная с киевским летописанием. Автор летописи с сожалением и болью говорит об опустошении татарами Чернигова, Киева, что является ярким доказательством единства между населением восточных и западных земель Украины. Ценным памятником письменности является Христинопольский Апостол (XII в.), выявленный в с. Городище Сокальского района.
На территории Галицко-Волынского княжества были известны исторические произведения византийского происхождения (хроника Ивана Махалы и Георгия Амартола), повести «Александрия», произведения Гомера и др. Это свидетельствует о высоком для того времени уровне культуры и образования. Подтверждением широких культурных связей Галицко-Волынского княжества с Владимиро-Суздальской Русью служит деятельность писателя и художника-иконописца Петра, выходца из с. Дворцы (ныне Сокальский район), который стал первым московским митрополитом (1308—1326) и построил в Москве Успенский собор, колокольню Ивана Великого, Храм Иоанна Лествичника.
Со смертью князей Андрея и Льва Юрьевичей в начале 1320-х годов прекратилась династия Романовичей. На княжение был призван боярством племянник умерших князей, сын их сестры и мазовецкого князя Тройдена, Болеслав (принявший при переходе в православие имя Юрия). Он окружил себя нноземцами-католиками, чем вызвал недовольство широких масс населения. Используя это недовольство, бояре организовали заговор против Юрия-Болеслава и в 1340 году отравили его. Новым галицко-волынским князем признали Любарта (православное имя Дмитрий), младшего сына литовского князя Гедемина. Таким образом, Галицко-Волынское княжество оказалось формально подчиненным Литве. Любарт сидел во Владимире и правил Волынью, а боярское правительство в Галицкой земле возглавлял Дмитрий Детько.
После смерти Юрия-Болеслава с притязаниями на галицко-волынские земли снова выступили правители Польши и Венгрии. В том же 1340 году польские и венгерские войска появились во Львове, однако вскоре были изгнаны из города.
Угроза татарского нашествия на Польшу заставила Казимира III заключить договор с Дедько, по которому он отказался от притязаний на Галицкую землю. Но в конце 40-х гг. XIV в. возобновилась борьба за галицко-волынские земли. В 1349 году Польша захватила большую часть Галицко-Волынского княжества. В следующем году польский король Казимир III заключил с венгерским королем Людовиком союзный договор. По этому договору завоеванные галицко-волынские земли после смерти Казимира III переходили к Людовику. Трудовой люд вел упорную борьбу против захватчиков, поддерживаемых папой римским. В 1352 году ополчение Белза нанесло поражение польско-венгерской армии во главе с королями Казимиром III и Людовиком. В том же году между Польшей и Литвой было заключено перемирие: Галицкая земля отошла к Польше, а Волынь осталась под властью Литвы. В 1366 году Казимир III напал на Великое княжество Литовское вместе с рыцарями Тевтонского и Ливонского орденов. Он захватил Белз, Холм, Владимир. По договору 1366 года о «вечном» мире Владимирская, Белзская и Холмская земли попали под власть Польши, но в 1368—1369 гг. Белзская и Холмская земли вновь отошли к Литве.
После смерти польского короля Казимира III (1370г.) в Галицкой земле вспыхнуло крупное восстание. Оно было подавлено венгерским королем Людовиком, под власть которого теперь перешла Галицкая земля.
В 1377 году Людовик во главе польско-венгерской армии напал на Волынь. Холм был взят сразу, а Белз — после длительной осады. В 1382 году, после смерти Людовика в Галицкой и части Волынской земли вновь вспыхнуло восстание против иностранных поработителей. Лишь с помощью дополнительных войск правительству королевы Марии удалось его подавить. Использовав феодальные усобицы в Венгрии, польский король Ягайло в 1387 году отнял галицкие и западно-волынские земли. Эти земли, в т. ч. и территория Львовской области, оставались под властью шляхетской Польши до 1772 года.
Захваченные западноукраинские земли первоначально носили название Русского, или Галицкого королевства (с центром во Львове). Отдельными округами с 1387 по 1430 год правили королевские наместники-старосты, находившиеся в определенной зависимости от королевского наместника — генерального старосты. Старостам принадлежала административная, судебная и военная власть. Только Белзское княжество не входило непосредственно в состав королевских владений, а находилось в вассальной зависимости от князей Мазовша. Привилегиями короля — берестейской 1425 года, едлинской 1430 и краковской 1433 года — на шляхту бывшего Галицкого княжества распространялось польское право. Окончательно эта шляхта была уравнена с польской привилеем короля Владислава II от 1434 года.
В XIV—XVI вв. в отдельных городах и селах распоряжениями королей и феодалов вводилось немецкое право. Оно предоставляло наследным войтам право участия в феодальной эксплуатации крестьян. Во второй половине XIV—XVI вв. вновь основанные села в горных районах пользовались волошским правом. Во главе общин с древнерусским правом стояли тиуны и атаманы, с волошским — крайники и князья, с немецким — солтысы и войты; в общинах с русским и волошским правом были также десятники.
Введение польского права привело в 1435 году к изменению системы управления. В административном отношении территория бывшего Галицкого княжества состояла из Львовской, Галицкой, Перемышльской и Санокской земель, входивших в Русское воеводство, наряду с отдельной Холмской землей, которая лишь в XVI в. была присоединена к Русскому воеводству. После Люблинской унии 1569 года Русское воеводство уже состояло из пяти земель—Львовской, Галицкой, Перемышльской, Санокской, Холмской. Территория современной Львовской области входила во Львовскую и Перемышльскую земли. В каждой из земель были сеймики — органы самоуправления шляхты; генеральный сеймик воеводства собирался в Судовой Вишне. В 1462 году северная часть Львовщины вошла в состав Белзского воеводства, состоявшего из Белзского, Бусского, Грабовецкого и Городельского уездов. Такое административное деление сохранялось до 1772 года. Под влиянием все возрастающей потребности в сельскохозяйственных продуктах внутреннего и внешнего рынков феодалы, опираясь на аппарат феодальной государственной власти, расширяли фольварочное хозяйство, усиливали эксплуатацию крестьянства. Основными отраслями сельского хозяйства являлись, как и прежде, земледелие и животноводство, побочными — промыслы по переработке зерна и продуктов животноводства, пчеловодство, рыболовство, а также сельские ремесла.
В юго-восточной части Русского воеводства ведущей отраслью хозяйства было животноводство, в т. ч. молочное. Так, в имениях Львовской епископии согласно описи 1640 года насчитывалось 222 коровы, в т. ч. 33 породистые. Во многих имениях-фольварках имелись крупные конные заводы.
Кроме выращивания скота, фольварки получали от крестьян в качестве дани значительное количество «животины». Выращиваемый в фольварках и получаемый как дань скот частично продавался.
Рост фольварочного хозяйства находил свое выражение не только в расширении посевных площадей, но и в увеличении количества предприятий по переработке сырья: мельниц, винокурен, пивоварен, медоварен и др. Причем переработка зерна на муку являлась монополией феодалов, которые заставляли крестьян молоть зерно на своих мельницах.
Доходную отрасль хозяйства составляли рыбные промыслы. Так, в 1569 году Городонское староство получило 4180 злотых дохода. Рыбное хозяйство являлось составной частью сельского хозяйства того времени, поэтому здесь, как и в земледелии, работы выполняли крепостные крестьяне.
Рост фольварков сопровождался обезземеливанием крестьян, ростом натуральных и денежных повинностей и прежде всего барщины. Если в начале XV в. она в среднем равнялась 14 дням в год с одного лана, то в 1520 году ее средней нормой стал один день работы в неделю с лана, в 1564 году — 2 дня в неделю с лана, в конце XVI в.— 3 дня в неделю. В некоторых имениях барщина достигала 6 дней с 1/2 лана. Так, крестьяне сел Велеполя, Залесья, Любани, Попелян, Миклашева и Демни Львовской земли отбывали барщину ежедневно, кроме рыночного дня. Крестьяне Сокальского староства работали в фольварке по три дня в неделю с 1/4 лана, т. е. с целого лана барщина составляла 12 рабочих дней в неделю. Кроме того, крестьяне платили чинш по 1 злотому с лана и давали по корцу овса. Усиление крепостного гнета проявлялось не только в увеличении повинностей тяглого населения, но и в распространении на все большую массу крестьянства. Окончательно крестьяне были закрепощены сеймовыми постановлениями, «Артикулами» короля Генриха 1573 года и Литовским статутом 1588 года. Политически крестьянин был бесправным. Он не мог быть избран или назначен в высшие и местные государственные органы. В государство вся власть принадлежала феодалам. В 1505 году сейм принял постановление, согласно которому помещики получили право решать споры между крестьянами и помещиками. Крепостные лишались даже права подавать жалобы на своих помещиков в королевский суд.
Крестьяне еще несли огромную тяжесть государственных налогов (подымный, военный и др.). Разоряли крестьян и постои шляхетских войск.
Иностранная оккупация наложила свой отпечаток и на развитие края. После захвата Галицкой земли шляхетской Польшей в города этого края ринулись польские и немецкие купцы, ремесленники, пользовавшиеся большими привилегиями. Они захватили в свои руки управление наиболее крупных городов. Развитие экономики края затормозилось, но не остановилось. Во второй половине XVI — первой половине XVII вв. города были значительными центрами ремесленного производства. Ремесленники объединялись в цехи, первое упоминание о которых во Львове относится к XIV в. Однако многие ремесленники, прежде всего бедняки, оставались вне цехов. Между цеховыми и внецеховыми ремесленниками (партачами) происходила острая борьба.
Городские ремесленники Русского и Белзского воеводств работали не только на заказчиков, но и на рынок. Шаповалы из Брод в 1620 году возили свои изделия на ярмарку в г. Бар Подольского воеводства, сапожники в 30-е гг. XVII в.— в Унев, кузнецы — в Самбор. Развивалось ювелирное производство. Во второй половине XVI—начале XVII вв. во Львове работали знаменитые мастера-ювелиры Григорий Остафьевич и Андрей Касианович.
Наряду с ремеслом в XVI — первой половине XVII вв. развивались не связанные с сельским хозяйством промыслы: железнорудный, стекольный, бумажный, кирпичный, каменный, известковый, солеваренный. Углубление общественного разделения труда способствовало увеличению количества неземледельческого городского населения и роста спроса на сельскохозяйственные продукты в городах, на промышленные изделия — в селах. Поэтому со второй половины XIV и особенно в XV — первой половине XVII вв. развивалась торговля, постепенно расширялся внутренний рынок. Росли торги и ярмарки, усиливались связи между отдельными городами, землями, странами. Так, во Львов — один из основных центров экономических связей между украинскими землями—приезжали купцы не только из многих других городов Украины, но и России, Польши, Литвы, Молдавии, Валахии, Венгрии, Турции, Греции и западноевропейских стран. Из Львова через Глиняны, Золочев, Полонное и Житомир лежал путь на Киев и далее через Нежин, Путивль, Севск в Россию.
И все же, несмотря на развитие ремесел и промыслов, городское население в XIV—XVII вв. в основном занималось земледелием, рыболовством, торговлей. Мещане, как и крестьяне, отбывали феодальные повинности. Тяжелыми были государственные повинности горожан, определяемые постановлениями сейма и распоряжениями короля. Они включали прямые и косвенные налоги. В 1629 году был введен единый прямой налог — подымное. Среди косвенных налогов своей тяжестью выделялось чоповое. Городскому населению, как и сельскому, было тяжело покрывать расходы на военные нужды, поборы на содержание церкви.
Социальный гнет тесно переплетался с национальным. Польская шляхта и католическая церковь осуществляли политику духовного порабощения украинского народа. Они насильно вводили провозглашенную в 1596 году на Брестском соборе церковную унию, стремились окатоличить и ополячить украинский народ, насаждали иезуитские школы.
Гнет шляхты и магнатов вызывал возмущение широких масс трудящихся, все решительнее поднимавшихся на борьбу за свое социальное и национальное освобождение. Эта борьба приобретала различные формы, часто переплетавшиеся между собой.
В XIV—XVI вв., как и прежде, вспыхивали крестьянские восстания. Одно из самых крупных, которое возглавил крестьянин Муха (1490—1492 гг.), правительству удалось подавить с большим трудом. Борьба против феодально-крепостнического гнета нашла свое выражение в движении опришков. «Порабощенный, битый, униженный подданый,— писал Иван Франко,— не в состоянии где-либо найти облегчения, справедливости, бежал в леса, в горы, приставал к кучке таких же отчаянных и хотя ежеминутно чувствовал над собой угрозу смерти, все-таки рад был хотя бы под этой угрозой пожить свободно, а тем более еще мстить своим обидчикам» 4. С наибольшей силой крестьянское движение развернулось в 80-х годах XVI в. Частыми явлениями стали убийства помещиков и их слуг, уничтожение панского имущества, отказ работать на помещиков, побеги крестьян.
Против феодальной эксплуатации вели борьбу и крестьяне львовских пригородных сел. Инициаторами и организаторами их выступлений в начале XVII в. явились жители тесно связанных с городом сел Замарстынова, Волицы, Поречья, Головска. В 20—30 гг. XVII в. в связи с усилением феодального гнета борьба крестьян этих сел выливалась в волнения и вооруженные выступления.
На Львовщине, как и повсюду на западноукраинских землях, находили отклик массовые крестьянско-казацкие выступления на Надднепрянщине, в частности восстание 1625 года под руководством М. Жмайла. Тогда крестьяне Львовщины открыто говорили, что выступят на соединение с казаками. Многие выходцы из Львовщины уходили в Запорожскую Сечь. В частности, из с. Кульчицы (теперь Самборского района) на Запорожье пришел П. Сагайдачный, впоследствии гетман запорожских реестровых казаков. Возглавляемое им войско сыграло решающую роль в разгроме в 1621 году под Хотином турецкой армии, угрожавшей ряду стран Европы.
В городах развертывалась напряженная борьба городских низов против феодалов и одновременно патрициата. Подмастерья и ученики боролись против цеховой верхушки.
Широкого размаха достигло народное движение на Львовщине в годы освободительной войны украинского народа 1648—1654 гг. Как только здесь стало известно о первых блестящих победах повстанцев над польско-шляхетским войском, крестьяне и мещане начали отказываться подчиняться панам и готовиться к выступлениям. В Русском воеводстве первыми выступили жители Сокаля и Каменки-Струмиловской. С приходом крестьянско-казацкого войска в борьбу включились жители других городов «Вся Русь по самое Львовское предместье поднялась на восстание,— писал 23 сентября 1648 года галицкий стольник А. Мясковский,— …Тысменица и другие покутские имения восстали и уже проявляют явную враждебность к нашим, так что единственная надежда на наше войско». Мещане Жидачова захватили местный замок. То же сделали крестьяне в Сходнице.
Осенью 1648 года крестьянско-казацкие полки подошли к Львову. Во время его осады казаки, возглавляемые М. Кривоносом, штурмом овладели главным укреплением города — Высоким Замком. Так решительные действия крестьянско-казацкого войска, поддержанные населением предместий, решили судьбу города, за стенами которого укрылась польская шляхта. Опасаясь разграбления города татарами, гетман ограничился выкупом.
Хмельницкий развернул активную деятельность, направленную на расширение освободительной войны в крае, высылая на места своих представителей и воинские подразделения. В Рогатин был направлен полковник Товпыга с 15-тысячным отрядом, в Городок—полковник Капуста. Мещане помогали последнему взять город. После этого Капуста направился к Перемышлю. Полковник Головацкий с отрядом ходил к Комарно. Казацкие сотни действовали в окрестностях Дрогобыча и Николаева (над Днестром). Важным моментом борьбы явились совместные действия украинских мещан и крестьян в районах Дрогобыча, Яворова, Вишни, Краковца и Янова. Власть шляхты сохранилась лишь в некоторых городах. После подписания Зборовского трактата 8 августа 1649 года шляхта усилила террор. Репрессии, а также отход армии Хмельницкого привели к спаду освободительного движения на Львовщине.
Освободительная война украинского народа в 1654 году завершилась воссоединением Украины с Россией. Это, однако, не устраивало ни польскую шляхту, ни крымских феодалов. Объединив свои силы, они бросили их на Украину. Началась длительная и кровопролитная война. Украинско-русские войска, опираясь на поддержку местного населения, осенью 1655 года через Каменец, Борщов, Язловец, Бучач, Теребовлю, Подгайцы, Бережаны, Буск, Глиняны подошли к Львову. Подвижные отряды казаков действовали в радиусе более 30 верст от пути следования войска. Благодаря этим отрядам были освобождены многие города и села Подкарпатья. Из-под Львова Хмельницкий отправил большой отряд во главе с наказным гетманом Д. Выговским в Белзское воеводство. Но в силу сложившихся внешних и внутренних обстоятельств украинско-русские войска вынуждены были отойти от Львова. Со временем между Россией и Польшей было подписано Андрусовское перемирие (1667 г.), в соответствии с которым в составе Польши осталась Правобережная Украина (без Киева) и западноукраинские земли. Это положение было закреплено подписанием Вечного мира в 1686 году.
В условиях иностранного порабощения и политического разобщения продолжала развиваться культура населения этих земель. Важными очагами культуры стали братства. Они развернули свою деятельность во Львове, Дрогобыче, Самборе, Стрые, Городке, Судовой Вишне, Жолкве, Яворове, Бродах и других городах.
Особую роль сыграло Львовское братство, ставшее одним из важнейших центров украинского культурного движения. Оно вело большую издательскую работу, начало которой на Украине, как известно, положил знаменитый русский первопечатник Иван Федоров, напечатав в 1574 году во Львове книги «Апостол» и «Букварь» Книги вывозились отсюда во все земли Украины, а также в Россию, Молдавию, Болгарию, Сербию. Кроме Львова, типографии действовали в Уневе (ныне Межгорье) и Угорцах (ныне Нагорное) Самборского района. Школа, основанная в 1585 году при братстве, также способствовала развитию просвещения. Велики заслуги братства и в укреплении русско-украинских культурных связей. С братством были связаны и оказывали ему помощь отдельные выходцы из России, поселившиеся на Украине. Братство также посылало своих послов в Москву. В 1592 году туда ездили Лука Губа, Николай Добрянский, Иван Пятницкий. Из письма царя Федора известно, что братство получило от русского правительства на строительство церкви 5 сороков соболей, 5 сороков куниц, 50 венгерских злотых и царскую грамоту с указанием пограничным воеводам не задерживать посланников и в будущем пропускать их в Москву и давать подводы. Особенно интенсивными становятся связи западноукраинских земель с Россией после провозглашения на Переяславской раде воссоединения Украины с Россией. Литература, архитектура и искусство Львовщины, сохраняя самобытный характер, внесли свой вклад в сокровищницу общеукраинской культуры. Почетное место в развитии передовой общественно-политической, философской мысли и литературы украинского народа второй половины XVI — начала XVII вв. принадлежит писателю-полемисту Ивану Вишснскому из Судовой Вишни. Он резко критиковал тогдашний общественно-политический строй. Послания, диалоги и полемические трактаты Вишенского, способствовавшие углублению русско-украинских связей, были известны как на Украине, так и в России. Продолжало развиваться летописание, одним из значительных центров которого был Львов, а также устное творчество — песни, исторические думы, колядки, веснянки и т. п., рассказывающие о тяжелой жизни под иноземным игом. Больше всего в песнях и думах повествовалось о борьбе украинского народа против татар, турок, литовских, польских и венгерских феодалов. В одной из песен, известной в Галиции в XV в., говорилось:
Добре було нашим батькам
За давніх літ жити,
Доки не знали наші батьки
Панщини робити…
Образование в условиях иноземного владычества находилось на низком уровне. Среди трудящихся масс и даже феодалов грамотные и образованные люди встречались редко. Они использовались на государственной службе в качестве составителей грамот и привилегий, судей, ревизоров, переписчиков книг. В то время школы существовали преимущественно при епископских кафедрах, монастырях и церквах, в сельских местностях — только при крупных приходах.
Борьба народных масс против социального и национального гнета отразилась в памятниках монументального изобразительного искусства, в частности в стенописи деревянных церквей в Дрогобыче и Потелыче. Из памятников архитектуры следует отметить ансамбль зданий Львовского братства — башню Корнякта (1572—1578 гг.), часовню трех святителей (1578 г.) и Успенскую церковь (1592—1631 гг.), являющуюся наиболее выдающимся произведением львовской архитектуры. Этот ансамбль оказал влияние на дальнейшее развитие архитектуры всей Украины. Важнейшим достижением украинской живописи стали произведения львовских художников XVII в., в частности Н. Петрахновича и художника из Жолквы И. Рутковича. Древние традиции имело художественное литье.
Ведущее место принадлежало монументальному литью (орудий, колоколов, скульптур), но развивалось и литье различных бытовых предметов (светильных приборов, посуды и т. п.) из меди и олова. Широко известна декоративная резьба по камню и дереву. Искусной резьбой ремесленники украшали двери, окна, мебель, сельскохозяйственные орудия, посуду, церковную утварь. Одежда отделывалась разнообразными художественными вышивками.