Революционное движение в Закарпатской области в начале XX века
Закарпатские трудящиеся украинцы свято хранили свой язык, обычаи, культуру, всегда поддерживали связи с единокровными народами по ту сторону Карпат. В начале XX в. здесь распространялись произведения русских и украинских классиков, церковные книги, завезенные из России и Преднепровской Украины [374, л. 8].
Передовая общественность России с симпатией относилась к закарпатским украинцам, интересовалась их жизнью, культурным развитием. В 1907 г. в Москве был открыт необычный в условиях тогдашней России литературный музей — «Карпаторусский музей», организованный известным русским ученым А. Ф. Аристовым. Растущие связи закарпатцев с восточными собратьями вызывали тревогу у венгерских правящих кругов. Была усилена пограничная охрана, чтобы не допускать проникновения в Закарпатье печатных изданий из России. Венгерские власти запретили распространение в Закарпатье не только русских газет и журналов («Славянские известия», «Славянский век»), но даже тех, которые издавались в самой империи («Діло», «Буковина», «Галичина» и др.) [481, л. 1—15]. Были запрещены украинские и русские книги, песни. Как отмечал один из современников, в Австро-Венгрии «в каждой русской букве видят что-то наподобие взрывчатки, которая может пошатнуть основы государства» [1074, с. 318]. Подписчики русских и украинских газет объявлялись панславистами, жестоко преследовались. За каждым, прибывшим в Закарпатье из Галиции и России (независимо от цели приезда), устанавливалась полицейская слежка.
В защиту интересов трудящихся становились литературные и общественные деятели А. В. Духнович, А. И. Павлович, И. А. Сильвай, В. Ф. Кимак, И. И. Раковский и др. Они расширяли контакты с передовыми писателями Венгрии, Словакии и Чехии, издавали книги, альманахи, составляли учебники для народных школ, выступали против мадьяризации украинского населения. В то же время они игнорировали живой народный язык, большинство из них писало «язычием» — смесью церковнославянского, русского и украинского языков [758, с. 275—278, 381, 387, 388, 499].
Борьба против ассимиляции, идеи славянского единства широко отражались в поэзии А. И. Павловича, Ю. И. Ставроского-Попрадова, в рассказах А. Ф. Кра-лицкого, в стихотворениях и повестях И. А. Сильвая, Е. А. Фенцика и др. Писатели в своих произведениях освещали социальные и национальные проблемы, воспевали любовь к родному краю, трудовому народу, клеймили позором измену, продажность части интеллигенции и ее преклонение перед угнетателями. Обращая свой взор на восток, они пропагандировали идею объединения закарпатцев со всем украинским и русским народами, высоко ценили А. С. Пушкина, А. В. Кольцова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.
А. В. Духнович написал и издал серию учебников для народных школ. Он же — автор первого на Украине учебника по педагогике — «Народная педагогика в пользу училищ и учителей» [782, с. 67; 890, с. 43—66, 125—131, 176—186]. К культурно-просветительской работе Духнович привлекал не только творческие силы Закарпатья, но и чешских и словацких писателей из Восточно-Словацкого края. Среди них были Я. Моравчик, Б. Носак, Б. Т. Носак-Незбудов, Я. Седлачек, В. Сне-тина, П. Томасенков и др. Они переводили произведения Духновича на словацкий язык, способствуя таким образом укреплению украинско-словацких связей.
В 1867 г. в Закарпатье начала выходить еженедельная газета «Свѣт» [759, с. 120]. Но униатское духовенство, занимавшее господствующее положение в Закарпатье, через четыре года добилось ее запрещения. Значительную роль в борьбе с реакционным духовенством и светской властью сыграла сатирическая газета «Сова», которую в 1871 г. издавал журналист В. Ф. Кbмак. После пяти номеров и она была запрещена, а В. Ф. Кимак вынужден был эмигрировать в Россию [890, с. 12]. Определенное место в журналистике Закарпатья XIX в. занимал духовно-литературный орган «Листок», который в 1885—1903 гг. редактировал и издавал Е. Фенцик.
Часть интеллигенции стояла на откровенно реакционных позициях. Ее возглавлял А. И. Добрянский. Группа Добрянского действовала в интересах господствующих классов. Их преклонение перед австро-венгерской монархией высмеял чешский прогрессивный деятель Ф. Глаеачек, который по совету И. Я. Франко и В. М. Гнатюка в 1896 г. посетил Закарпатье и встретился с апологетами буржуазного строя [1053, с. 57, 58]. Эта группа буржуазной интеллигенции имела свои печатные органы. В 1871—1872 гг. она издавала газету «Новый свѣт». С 1873 г. и до конца века выходила газета «Карпат» («Карпаты»), печатавшаяся наполовину на венгерском, наполовину на «рутенском» языках. В конце XIX в. появилось еще два издания реакционного направления, предназначенные для Закарпатья и Галиции: в Ужгороде — «Наука» (с 1894 г.), а в Будапеште— «Недъля» (с 1898 г.). В Закарпатье издавались и газеты на венгерском языке: «Келет» («Восток»), «Герег-католикуш семле» («Греко-католический обзор»), «Герег-католикуш ноптар» («Греко-католический календарь»). Все они были орудием господствующих классов для мадьяризации украинского населения.
Во второй половине XIX в. начинается собирание и публикация устно-поэтического творчества Закарпатья. Значительную роль в этом сыграл Я. Ф. Головацкий, опубликовавший часть фольклорных материалов в известном четырехтомном сборнике «Народные песни Галицкой и Угорской Руси» (1873). Перед этим фольклорист М. Нодь в 1851 г. в Вене издал сборник песен под названием «Русский соловей». В 1890 г. учитель М. А. Врабель напечатал сборник народных песен «На разных венгро-русских наречиях». Здесь были помещены и лучшие сочинения некоторых закарпатских поэтов. Немало образцов разных жанров закарпато-украинского народно-эпического творчества опубликовали закарпатские деятели культуры А. Кралицкий, Ю. Ставроский-Попрадов, Е. А. Фенцик, Ю. Жаткович, а также М. П. Драгоманов и особенно И. Я. Франко и В. М. Гнатюк. Великий Каменяр несколько раз побывал в Закарпатье, интересовался его литературой и культурой. Прогрессивные деятели Украины оказывали большую помощь писателям и ученым Закарпатья, способствовали укреплению их связей с Россией. В 80-е годы здесь собирал образцы народного творчества чешский фольклорист и этнограф Людвиг Куба [1059, с. 49].
В Закарпатье все чаще распространялись русские и украинские издания, несмотря на препятствия со стороны правительства, местных властей и униатского духовенства. Многие из этих книг сохранились и имеются в музеях области. Для популяризации русской и украинской литературы немало сделали, в частности, М. П. Драгоманов и В. М. Гнатюк. М. П. Драгоманов писал, что он в Закарпатье «раздавал» книги А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, Марко Вовчок, Ю. А. Федьковича [1209].
Закарпатские украинцы поддерживали культурные связи также с венгерскими, чешскими, словацкими прогрессивными деятелями. В то же время они знакомили русский и украинский народы с достижениями венгерской культуры. Уроженец с. Дешковиц А. Дешко, окончивший Киевский университет, в 1855 г. издал первую венгерскую грамматику па русском языке. Когда вышла из печати «Венгерская грамматика», А. Дешко жил в Пскове, где преподавал в гимназии [946, с. 112]. А другой закарпатец — П. Феерчак в 1870 г. опубликовал «Очерки мадьярской литературы», уделив в них должное внимание творчеству Шандора Петефи [1041, с 92, 93]. А. А. Митрак составил «Русско-мадьярский словарь» (1881) и «Мадьяро-русский словарь» (1922).
Закарпатцы знакомили также венгерскую общественность с культурным наследием украинского и русского народов. Историк Ю. Жаткович (1855—1920) перевел на венгерский язык ряд сочинений И. Я. Франко, Марко Вовчок, Ю. А. Федьковича, М. М. Коцюбинского, опубликовал обзор украинской литературы от И. П. Котляревского и до конца XIX в. на венгерском языке. Другой закарпатец — М. Финцицкий (1842—1916) перевел на венгерский язык сочинения И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя и других русских писателей, собирал и публиковал на венгерском языке русский и украинский фольклор.
После буржуазной революции 1848—1849 гг. на новую ступень поднялись градостроительство и архитектура. В конце XIX в. в Ужгороде, Мукачеве ц других городах строились капиталистические предприятия и прибыльные дома, а вблизи городов — дачи буржуазии. В Чинадиеве в большом лесопарке в 1890 г. был сооружен охотничий дворец графов Шенборнов в стиле французского Возрождения.
Воссоздание исторических архитектурных стилей и эклектизм в большей мере характерны для архитектуры закарпатских городов конца XIX — начала XX в. В этом плане показательны здания филармонии в Ужгороде в мавританском стиле (бывшая синагога), комитатского дома в Берегове (1880), средней школы в Великих Лазах (1896) и другие сооружения в классическом стиле. В здании мукачевской ратуши (1904) средневековая архитектура сочетается с элементами модернизма. Произошли изменения и в сельском строительстве. Исчезали курные хаты и гражды. В быт жителей равнинных и предгорных районов прочно вошло трехкамерное жилище типа: хата (светлица), сени и хата (жилая комната). Для него характерна открытая или полуоткрытая галерея вдоль фасадной стены. Встречаются также галереи, расположенные и по фасаду, и по торцу.
Театральное искусство этого периода ограничивалось деятельностью небольших любительских трупп. Профессиональные мастера изобразительного искусства занимались преимущественно церковными росписями. Среди художников этого периода известны Ф. Выдра, И. И. Рошкович, Ф. Ховердле [898, с. 18—25]. В Закарпатье родились и некоторое время работали известные венгерские художники М. Мункачи, И. Ревес, Ш. Холлоши.
Крестьянский быт оставался на прежнем уровне. Свои нужды крестьяне удовлетворяли изделиями домашнего производства, обрабатывали землю деревянными орудиями, одевались в изготовленную домашним способом одежду, освещали жилища светильниками с овечьим жиром.
Пища, в частности гуцулов, состояла обычно из овсяного пресного хлеба, называемого «отсыпкой», и из овсяного киселя, а в праздники к этому добавлялись овсяные пироги с картофельной начинкой. В южной части Верховинні «отсыпку» заменял «токан», или «кулеша» — мамалыга — каша из кукурузы без всякого «помести», заправленная «житницей». Большая часть крестьян употребляла мясо и «солонину» (сало) только на рождество и пасху, а пищевые жиры обычно заменялись овечьей сывороткой. У многих не было средств даже на соль и уксус.
Первая мировая война привела к дальнейшему ухудшению положения рабочих и крестьян. Закарпатье стало не только прифронтовым районом, но и ареной военных действий. Большинство промышленных предприятий было военизировано. С помощью военных властей предприниматели вводили ненормированный рабочий день, беспощадно расправлялись с «бунтовщиками». Инфляция и непрерывный рост цен на продукты еще больше ухудшили положение рабочих.
Нехватка рабочей силы в сельском хозяйстве вызвала значительное сокращение посевных площадей. Трудовое крестьянство постоянно страдало от реквизиций и налогов. Ощутимыми были и военные «займы».
О тяжелом положении населения Закарпатья в годы войны свидетельствуют отчеты цензурной комиссии. «Нищета, голод, жалобы на нехватки составляют огромный процент корреспонденции, проходящей через мои руки»,— отмечал военный цензор в 1917 г. [802, с. 220].
Грабительская политика правящих кругов Венгрии обрекла трудящихся Закарпатья на голод. В многочисленных заявлениях о помощи указывалось, что дети и взрослые пухнут с голода, распространяется эпидемия брюшного тифа. По подсчетам униатской церкви, в январе 1918 г. только в шести округах Бережского комитата насчитывалось 48 311 человек голодающих [486, л. 21].
Эпидемии охватили все Закарпатье. В отчете Бережского комитата за первую половину 1917 г. сообщалось, что в 19 селах и 2 городах свирепствовала оспа, в 16 селах и 2 городах — брюшной тиф, в 18 селах и 2 городах — дизентерия и пр. [1264а]. «У нас всегда звонят колокола, много народа умирает от дизентерии»,— писали крестьяне с. Залужья [802, с. 224]. Люди гибли тысячами.
Жестокая эксплуатация народа, дискриминация его в области языка и культуры вызвали весной и летом 1915 г. массовое недовольство трудящихся на Великоберезнянщине. Население саботировало распоряжения властей. В 1916 г. рабочие Перечинского лесохимзавода и его филиала в Турье Быстрой, возмущенные грубостью и жестокостью администрации, выступили против нее.
Летом 1914 г. наджупан Ужанского комитата с тревогой докладывал министру внутренних дел Венгрии, что в украинских селах «повсюду проявляют симпатии к русским, надеются на их приход, открыто по этому поводу радуются» [164, л. 24, 26]. 6 августа 1914 г. главный советник Ужанского комитата по лесным делам доносил в Будапешт, что движение украинского населения направлено не только против государственной власти, но и против буржуазных порядков и частной собственности. Он приводил факты, когда крестьяне выступали против лесной охраны, захватывали пастбища (Дубринич, Порошково, Черноголова), и подчеркивал, что в селах даже маленькие дети говорят, будто бы с приходом русских будет покончено с панами и ростовщиками [164, л. 27, 28].
Освободительная борьба трудящихся края усиливалась с приближением русских войск к Карпатам. После занятия Галиции и Буковины русские войска 10 сентября 1914 г. подошли к Ужокскому перевалу и на протяжении сентября — октября овладели частью Великоберезнянского, Воловецкого, Свалявского, Иршавского, Воловского (теперь Межгорского) и Раховского округов. Закарпатцы проявляли симпатии к русским солдатам. Крестьяне указывали воинам тропинки через горные хребты, полонины, помогали фуражом, транспортом. Русские солдаты, которых царское правительство насильно погнало на империалистическую бойню, видели в трудящихся Закарпатья не врагов, а таких же, как и они, угнетенных рабочих и крестьян, сочувствовали закарпатской бедноте. Они делились с крестьянами последним куском хлеба, кормили многих бедняков на солдатских кухнях.
В 1915 г. на железнодорожных станциях Ужгород, Мукачево, Иршава население тепло приветствовало русских пленных. Женщины передавали им еду и одежду, а мужчины угощали табаком. Симпатии закарпатцев к русским и ненависть к австро-венгерским угнетателям проявлялись и в массовом уклонении от службы в армии, дезертирстве, добровольном переходе на сторону русских войск. С отступлением частей 8-й русской армии в начале 1915 г. многие закарпатцы добровольно вступали в ряды русских войск или просто отступали с ними в Россию. По неполным данным, только из Ведовского округа добровольно присоединились к отступающим частям 238 человек [1032, с. 53].
Венгерские власти жестоко расправились с населением за дружбу и симпатии к русским солдатам. Тысячи человек были арестованы и брошены в тюрьмы, немало из них казнены. Так, в октябре 1914 г. были заключены в тюрьму 800 украинцев из Воловца, Каноры, Верхних и Нижних Верецек (теперь Верхние и Нижние Ворота) и других сел [438, л. 1—3]. Их обвиняли в том, что они приветствовали русских как настоящих освободителей и указывали местопребывания венгерских войск. Кровавая расправа над населением за связь с русскими войсками состоялась в Ясине, Великом Бычкове, Торуне, Верховине-Быстрой, Вышней Апше (теперь Верхнее Водяное) [928, с. 22].
Несмотря на репрессии венгерского буржуазно-помещичьего правительства, недовольство трудящихся существующим порядком нарастало. Этому содействовали контакты с русскими военнопленными, работавшими на предприятиях и в поместьях. В 1918 г. в Среднянском округе их было более 2000, в Свалявском —1000 человек. Власти и клерикалы боялись общения населения с русскими военнопленными и всячески ему препятствовали. Бережений поджупан в отчете за 1916 г. писал, что русских военнопленных лучше разместить па полевых работах не там, где проживает украинское население, а в венгерских Тисагатском и Мезакасонском округах Закарпатья (ныне Береговский и Виноградовский районы) [420, л. 12].
В 1916 г. и в начале 1917 г. на восточном фронте, благодаря разъяснительной работе большевиков, братались солдаты русской и австро-венгерской армий. Сотни закарпатских украинцев перешли на сторону русских. Под влиянием Февральской буржуазно-демократической революции возросло количество отказов служить в армии и дезертирств с фронта, усиливался отпор военно-грабительскому режиму Австро-Венгрии.
Весной и летом 1917 г. в крае ширились выступления рабочих против произвола администрации и военных комендатур, за повышение заработной платы. Крестьяне отказывались платить налоги, оказывали сопротивление представителям власти при реквизиции скота и хлеба.
Начало коренному перелому в исторической судьбе трудящихся Закарпатья положила Великая Октябрьская социалистическая революция. Весть о победе Великого Октября в России пробудила к активной политической жизни широкие народные массы, подымая их на решительную борьбу против «своих» и чужеземных поработителей.
Уже первые сообщения о героическом свершении мужественного рабочего класса России во главе с Ленинской партией большевиков, о первой в мире социалистической революции были встречены с большой радостью и воодушевлением населением городов и сел Закарпатья. Об этом событии писала даже либеральная буржуазная пресса. Так, газета «Унгвари кезлень» («Ужгородские известия») 9 ноября 1917 г. информировала читателей о том, что в Петербурге вспыхнула большевистская революция, что там провозглашены декреты о мире и земле. В Мукачеве, Берегове, Сваляве и других городах рабочие в знак солидарности с революционным пролетариатом России устраивали митинги я демонстрации, проходившие под лозунгами «Долой войну!», «Да здравствует российская революция!». Так, в январе 1918 г. состоялась стачка рабочих Мукачевских табачной фабрики и кирпичного завода, которая нашла широкий отклик во всем крае [659, с. 511]. Новый размах приобрели революционные выступления трудящихся Закарпатья с середины 1918 г. В этом большую роль сыграло массовое возвращение более 7 тыс. бывших военнопленных из России после подписания Брестского договора. Многие из них были очевидцами и непосредственными участниками исторических октябрьских событий, прошли хорошую закалку в России. Известно, что по инициативе В. И. Ленина была создана Федерация иностранных групп при ЦК РКП (б), среди них 24 марта 1918 г.— и группа венгерских коммунистов [887, с. 25, 26]. В ее состав входили и многие закарпатские интернационалисты, в т. ч. И. Мондок, Ю. Чегиль, Ю. Калинин, Б. Биро, В. Половка, Я. Ковач, И. Локота, М. Юдкович, М. Руснак, Й. Надь, В. Железняк, И. Яцура, С. Попович, П. Кираль и др. В. И. Ленин дал высокую оценку пропагандистской деятельности бывших военнопленных: «Сотни тисяч военнопленных из армий, которые империалисты строили исключительно в своих целях, передвинувшись в Венгрию, в Германию, в Австрию, создали то, что бациллы большевизма захватили эти страны целиком» [10, с. 148].
Стремясь воспрепятствовать агитационно-пропагандистской и организационной деятельности бывших военнопленных, распространению ими марксистско-ленинской литературы, большевистских газет, листовок, которые они привозили с собой, власти попытались изолировать их от трудящихся. С этой целью создавались специальные концентрационные лагеря. В одном из таких лагерей в Радванке под Ужгородом насчитывалось около 2,5 тыс. человек. Но эти драконовские меры не помогали. Революционизирующее влияние Октябрьской революции невозможно было приостановить. В авангарде революционно-освободительной борьбы трудящихся Закарпатья шли рабочие промышленных предприятий, сельский пролетариат.
В конце 1918 г. произошли революционные выступления рабочих Перечинского лесохимического завода, принадлежавшего акционерному обществу «Бантлин», а также завода того же общества в селе Турья Быстрая [190, л. 1-5].
Почти одновременно началось вооруженное выступление в Великих Лучках Мукачевского района, где крестьянская беднота захватила имение графа Шепборна. Для подавления выступления был направлен карательный военный отряд, который жестоко расправился с его участниками. Крестьянские выступления имели место во многих селах Иршавского, Хустского, Тячевского и других районов.
В конце 1918 — начале 1919 гг. в большинстве округов Закарпатья местные органы власти фактически были парализованы. Во многих городах и селах население обезоружило жандармов, изгнало нотаров, униатских попов, а их имущество конфисковало. В отдельных районах была прервана телефонная связь, не работала почта. Этот взрыв революционного движения народных масс явился показателем глубоких сдвигов в их революционном сознании.
В ноябре 1918 г. в Венгрии в обстановке быстрого созревания революционной ситуации была создана Коммунистическая партия. Из 15 членов Центрального Комитета партии двое — Эрне Сайдлер н Отто Корвин — были из Закарпатья. В состав Компартии Венгрии входила и группа коммунистов Закарпатья, которой руководил секретариат, созданный при ЦК Компартии Венгрии [786, с. 12].
Создание группы коммунистов Закарпатья имело большое значение для дальнейшего развития и углубления революционной борьбы трудящихся края, превращения ее из стихийной в организованную. В Закарпатье начали создаваться коммунистические организации. Первая такая организация появилась в Мукачеве в конце 1918 г., а в начале 1919 г.— в Берегове, Сваляве, Севлюше, Хусте, Рахове, Косинах и некоторых других населенных пунктах Закарпатья. К тому времени в крае насчитывалось 600—800 коммунистов, выходцев из революционно настроенных рабочих, крестьян, прогрессивной интеллигенции [786, с. 12]. Коммунистические организации объединяли трудящихся различных национальностей — украинцев, венгров, словаков, румын, евреев и др. Своей неутомимой деятельностью они поднимали пролетарские массы на борьбу за свержение власти буржуазии и помещиков, проводили организаторскую и организационно-массовую работу среди населения, направляя его возросшую политическую активность в революционное русло.
Когда же в конце 1918 г., в результате поражения в первой мировой войне и подъема рабочего и национально-освободительного движения, усилившегося под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции, Австро-Венгерская империя распалась, в городах и селах Закарпатья впервые стали создаваться такие действенные органы революционной борьбы, как рабочие, крестьянские, а местами и солдатские Советы. Руководящую роль в Советах играли коммунисты, бывшие военнопленные и левые социал-демократы. Они нацеливали деятельность Советов на борьбу за установление Советской власти в крае, за воссоединение Закарпатья со страной Великого Октября.
Советы сыграли большую роль в деле объединения всех революционных интернациональных сил среди многонационального трудящегося населения Закарпатья — украинского, венгерского и других, которые плечом к плечу сражались против своих общих классовых врагов.
В ходе массового революционного подъема небывалый размах приобрело национально-освободительное движение трудящихся Закарпатья, высшим проявлением которого была борьба за воссоединение с Советской Украиной. Движение это охватило все районы края. Уже в конце ноября 1918 г. в одном из донесений Худлевского нотарского управления Ужгородского района подчеркивалось, что «народ считает себя тождественным с украинской нацией и желает воссоединиться с пей» [160, л. 107]. В декабре того же года Совет Мукачевского района принял решение, в котором говорилось: «Мы находились в железном ярме, от которого и сейчас не можем освободиться, поэтому хотим к вам присоединиться» [604, л. 6]. «Мы, народ Синевира (Межгорский район — прим, авт.), единодушно заявляем, что хотим к Украине присоединиться и с нею вместе жить» [604, л. 3]. Такие заявления провозглашались многими революционными Советами Закарпатья. Они отражали непреклонное стремление угнетенных масс трудящихся Закарпатской Украины к воссоединению со Страной Советов [933, с. 13, 14].
В обстановке массового создания революционных Советов и усиления борьбы трудящихся за воссоединение со своими братьями по ту сторону Карпат местная буржуазия и реакционное духовенство начали создавать свои организации. Они также назывались «советами». Буржуазия через свои «советы» пыталась отвлечь внимание масс трудящихся края от борьбы за воссоединение с Советской Украиной, воспрепятствовать нарастанию революционной борьбы.
Однако революционная инициатива широких масс трудящихся срывала эти планы. Трудящиеся на заседаниях своих Советов недвусмысленно требовали воссоединения с Украиной «без господ и панов», где «земля, фабрики и заводы принадлежат тем, кто на них трудится» [659, с. 67—70].
Важным событием в истории освободительного движения трудящихся Закарпатья является Всезакарпатский съезд, состоявшийся в Хусте 21 января 1919 г. В его работе приняли участие 420 делегатов из 175 населенных пунктов края. Среди делегатов были рабочие и крестьяне [937, с. 116]. Делегаты съезда решительно заявили: «Не нужны нам ни господа, ни попы, хотим к Украине». Это требование делегатов Хустского съезда нашло широкий отклик и поддержку среди трудящихся Закарпатья. Они поднялись на борьбу за осуществление своей извечной мечты. Делегация закарпатских украинцев побывала в Харькове и изложила подлинную волю трудового люда Закарпатья представителям Советской Украины [805, с. 83].
Воспользовавшись затруднением венгерского правительства, войска буржуазной Чехословакии по указанию Антанты и США в начале января 1919 г. оккупировали западную часть Закарпатья. Одновременно войска боярской Румынии начали оккупационные акции в юго-восточной части края [785, с. 17].
Между тем самоотверженная борьба рабочих и крестьян нарастала и увенчалась победой. 21 марта 1919 г. в Венгрии победила пролетарская революция и была провозглашена Советская республика. А 22—24 марта 1919 г. власть Советов была установлена и на большей части территории Закарпатья, кроме отдельных сел Ужгородщины, Тячевщины и Раховщины, которые еще в январе 1919 г. были оккупированы чешскими и румынскими войсками. Советская власть просуществовала в Венгрии 133 дня, а в Закарпатье до 40 дней. Однако это историческое событие имело исключительно важное политическое значение. Созданные в Чопе, Берегове, Севлюше, Хусте жупные директориумы взяли полноту власти в свои руки. Венгерское Советское правительство уделяло особое внимание правильному решению украинского национального вопроса, поскольку украинцы Закарпатья были самым многочисленным национальным меньшинством в Советской Венгрии. В газете «Непсава» в статье «Право народа Русской Краины на самоопределение» подчеркивалось, что только социалистическая революция несет порабощенным народам национальное освобождение [1276]. Решение национального вопроса нашло свое юридическое закрепление в Конституции Венгерской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой 23 июня 1919 г. первым Всевенгерским съездом Советов. Всем национальностям, проживавшим на территории Советской Венгрии, обеспечивалось полное национальное равноправие и свободное применение родного языка во всех государственных учреждениях; была запрещена расовая или национальная дискриминация [751, с. 116].
Центром новой административной единицы — Русской Краины в составе Советской Венгрии стало Мукачево. Делами Русской Краины (Закарпатья) в правительстве Советской Венгрии ведал Русинский народный комиссариат. На территории Русской Краины вместо жупных Советов избирались окружные Советы. На первом этапе были созданы три таких Совета [1238]: Ужанский с центром в селе Среднем (так как Ужгород был оккупирован), Бережский с центром в Мукачеве и Мараморошский с центром в Хусте. Каждый из окружных Советов должен был избрать по 12 делегатов на краевой съезд Русской Краины, а также делегатов на I Всевенгерский съезд Советов [786, с. 17].
С 7 по 15 апреля 1919 г. в Закарпатье были проведены выборы в местные Советы рабочих, солдат и крестьян, в которых с энтузиазмом приняли участие все трудящиеся, получившие впервые в истории края возможность пользоваться избирательным нравом. Они избрали также делегатов в районные и окружные Советы. 14 апреля был избран Бережский, а несколько позже — Мараморошский и Ужанский окружные Советы. Для руководства текущими делами Советы создавали исполнительно-распорядительные органы — директориумы, а последние — управления, отделы и комиссии.
В соответствии с проектом «Конституции Русского Края», высшим органом власти должен был стать краевой съезд Советов. Однако наступление интервентов помешало его созыву [649, с. 43—48].
Выборы в местные Советы Закарпатья проходили в условиях острой классовой борьбы. Контрреволюционные элементы и духовенство развернули бешеную кампанию против Советской власти, запугивая малоискушенных в политике людей.
После победы пролетарской революции на территории Закарпатья начали создаваться объединенные организации Социалистической партии. Венгрии, куда входили коммунисты и левые социалисты. К концу марта 1919 г. эти организации существовали во всех окружных центрах, а также других городах и селах Закарпатья. Их работой руководил Русско-краевой партийный комитет (секретариат), находившийся в Будапеште. Активное участие в деятельности комитета принимали И. Мондок и Э. Сайдлер [923, с. 31].
Много усилий в налаживании работы местных органов Советской власти в Закарпатье приложили активисты И. Балаж, Я. Голгоци, А. Герпан, Д. Звонарь, Ю. Калинин, Д. Катко, М. Логойда, Ф. Молнар, М. Панько, А. Розингер, В. Сепеши, И. Тангел, 3. Фабиан, М. Фегер, Ю. Чегиль, Н. Чобан, Я. Шербан и сотни других [928, с. 61, 62, 73, 103]. Их организаторская и массово-политическая работа имела большое значение для мобилизации масс на строительство новой жизни [923, с. 31].
С установлением Советской власти трудовой народ стал хозяином средств производства. С конца марта в Закарпатье и во всей Венгрии началась национализация банков, транспорта, промышленных предприятий и мастерских, где работало более 20 человек. Заработная плата рабочих повышалась на 25 и больше процентов. Везде устанавливался 8-часовой рабочий день. На фабриках и заводах создавались контрольные рабочие советы или рабочие комиссии. Производством руководили специальные уполномоченные — производственные комиссары. Они заменяли бывших директоров [926, с. 15].
Впервые в истории Закарпатья было ликвидировано землевладение помещиков. Советская власть провозгласила землю собственностью тех, кто на ней работает. Однако в решении аграрного вопроса Советским правительством Венгрии была допущена ошибка — земля не была разделена среди безземельного и малоземельного крестьянства [937, с. 140, 141].
Но тем не менее, проводимые органами Советской власти в Закарпатье аграрные преобразования значительно улучшали положение крестьян, батраков и поденщиков, составлявших подавляющее большинство населения. Крестьяне верховинских районов бесплатно получили полонинские пастбища. На Свалявщине, Мукачевщине и Береговщине безземельные и малоземельные крестьяне, веками мечтавшие о земле, сами, еще до установления Советской власти, начали делить графскую и помещичью землю и имущество [659, с. 512].
Советская власть освободила большую армию батраков, поденщиков, безземельных и малоземельных крестьян от беспощадной эксплуатации со стороны помещиков. Она положила конец их политическому бесправию, делала все для улучшения материального положения сельскохозяйственных рабочих. В Закарпатскую Украину из Будапешта прибывали продовольственные товары, посевное зерно, одежда [848, с. 43, 44].
Деятельность органов Советской власти в Закарпатье была разнообразной. Они занимались вопросами жилищными, здравоохранения, народного образования. Жилые дома национализировались и передавались в распоряжение квартирных комиссий и домоуправлений. По решению Советского правительства были ликвидированы все титулы и ранги, сословные привилегии. Для рабочих и бедных крестьян вводились бесплатные приемы в больницах. Начала осуществляться программа всеобщего обязательного обучения детей до 14-летнего возраста. При Советах депутатов организовывались отделы просвещения и школьные комитеты, в состав которых входили родители и учителя. Дети трудящихся получали материальную помощь, началась ликвидация беспризорности. Церковь была отделена от государства.
Большое значение для культурного строительства в Закарпатье имело распоряжение Советского правительства об упорядочении украинского правописания. Издавались газеты на венгерском и украинском языках, в т. ч. «Руська правда», «Червона Україна», «Береги Мункаш» («Бережений рабочий»), «Мункачи непсава» («Мукачевское народное слово»), «Угочаи мункаш» («Угочанский рабочий»). Печатались также в большом количестве листовки, прокламации, обращения, брошюры. В них широко освещалась и разъяснялась политика Советского правительства, пропагандировались идеи дружбы народов, пролетарской национальной солидарности, сообщалось о достижениях советского парода, осуществившего первым пролетарскую революцию [649, с. 23, 24, 28].
Важное место в деятельности органов Советской власти занимали вопросы защиты революционных завоеваний, сохранение общественного порядка. Трудящиеся Закарпатья с большим энтузиазмом отозвались на призыв Советского правительства Венгрии вступить в ряды Красной Армии. В ряды венгерской Красной Армии вступило около В тыс. добровольцев из Закарпатья. Из них были сформированы 2-й Мукачевский красногвардейский полк, началось формирование Русинской дивизии. Большую работу по формированию частей из добровольцев сыграли коммунисты, в частности такие видные деятели революционного движения в Закарпатье, как Я. Голгоци в Мукачеве, Я. Шербан в Берегове.
В апреле 1919 г. при ЦК Социалистической партии Венгрии была создана Международная (интернациональная) социалистическая — коммунистическая федерация. В составе ее 15 секций были также русская, украинская, русинская (закарпатоукраинская). Каждая из них внесла свою долю в общее дело защиты Советской власти в Венгрии.
Стремясь во что бы то ни стало преградить путь проникновению революции на Запад, мировая буржуазия спешно стала организовывать агрессию с целью задушить Советскую власть в Венгрии. При этом особое внимание было обращено на Закарпатье, имевшее важное стратегическое значение. 16 апреля 1919 г. интервенцию против Венгерской Советской республики начала боярская Румыния, а 27 апреля — буржуазная Чехословакия. Румынская армия наступала в направлении Тячев — Хуст — Севлюш, а чехословацкая — на Чоп — Мукачево. Отряды венгерской Красной Армии и трудящееся население оказали мужественное сопротивление интервентам. В частности, жестокие бои с румынскими оккупантами вела 5-я дивизия венгерской Красной Армии. На ее участке 20—21 апреля произошло крупное сражение на подступах к Севлюшу, в районе сел Великая Копаня и Королево [659, с. 195]. Но силы были неравные и румынская армия, оккупировав Севлюш, продолжала наступление в направлении Берегова. Жестокое сражение произошло в районе Чопа между вооруженной до зубов чехословацкой оккупационной армией и 65-й бригадой венгерской Красной Армии. В этом сражении проявили себя части Русинской дивизии.
Народы Советской России и Советской Украины сделали все возможное, чтобы помочь пролетариату Венгрии и Закарпатья защитить завоевания Советской власти. Выполняя указание В. И. Ленина, Красная Армия начала наступательные действия в районах Галиции, Бессарабии и Буковины. Это имело большое значение для поддержки Советской Венгрии. В румынской армии возникла паника, ослабела ее боеспособность. А панская Польша и петлюровцы не смогли оказать действенной помощи венгерским контрреволюционерам. Однако в связи с осложнением положения на Восточном и Южном фронтах Страна Советов не смогла предоставить советской Венгрии, Западной Украине, Словакии (в июне 1919 г. была провозглашена Словацкая Советская Республика) непосредственную военную помощь. Этим воспользовались империалисты США и Антанты, которые при поддержке реакционных сил и своей агентуры — буржуазии и помещиков, клерикалов, социал-оппортунистов — усилили вооруженную интервенцию против Венгерской Советской Республики.