Закарпатская область в эпоху феодализма
В культуре Закарпатья сохранялись многовековые восточнославянские традиции — в построении жилищ, оборонительных сооружений, в особенностях прикладного искусства. Письменность здесь начала распространяться со второй половины IX в. Изгнанные из Моравии в 80—90-х годах IX в. ученики Кирилла и Мефодия сначала нашли пристанище в Карпатской Руси. С их участием здесь были сооружены первые церкви и монастыри, ставшие очагами славянской письменности, распространения церковнославянской литературы [805, с. 31].
В XI—XII вв. из Киева, Галича и других русских городов в Закарпатье завозились церковные книги, которые затем переписывались в Мукачевском, Грушевском и других монастырях. До нас дошли лишь отдельные отрывки из евангелий и миней XII—XIV вв. на древнерусском языке, сохранившиеся среди рукописей Мукачевского и Имстичевского монастырей. Они свидетельствуют о неразрывных культурных связях Закарпатья с Русью [892, с. 68].
Наряду с письменной литературой существовало устное народное творчество (песни, сказки, загадки, предания, легенды, заклинания), уходящее своими корнями в далекие языческие времена.
После монголо-татарского нашествия в Закарпатье началось засилье венгерских феодалов. Здесь богатые имения достались родам Гунт-Пазманов (позднее Уйгели), Рейнгольцов (позднее Розгони) и др. [1028, с. 4]. Большие владения принадлежали также местным феодалам — Михайловским, Довжанским, Павловским [752, с. 73].
В последней трети XIII в. центральная власть в Венгрии постепенно пришла в упадок. Крупные феодалы создавали собственные войска, совершали нападения друг на друга, захватывали соседние земли вместе с крестьянами [805, с. 15].
Население Закарпатья боролось против венгерских захватчиков. Результатом этой борьбы было восстание в начале XIV в. Оно продолжалось несколько лет и было подавлено лишь после того, как против восставших были направлены крупные военные отряды [733, с. 801].
В 1322 г. венгерскому королю Карлу Роберту удалось нанести поражение своим противникам. Многие магнатские роды были изгнаны, лишены имений, которые вскоре были пожалованы сторонникам короля, представителям новых знатных родов. Так, Ужгородская доминия перешла во владение полководца королевских войск Другета, выходца из Франции [1028, с. 10]. В середине XV в. роду Другетов принадлежали Невицкий замок и Ужгород, села Горяны, Дравцы, Среднее, Перечни, Малый Березный и Великий Березный и ряд др
Большой частью Закарпатья владел король Венгрии Янош Хуньяди, которому принадлежало около 70 сел Бережской жупы и город Мукачево. Со временем владельцами крупных феодальных имений в Закарпатье становятся выходцы из венгерской знати Билкеи, Илошваи, королевский судья Вербеци и другие.
Стремясь закрепиться на захваченных землях, магнаты и шляхта вербовали к себе на службу венгерских шляхтичей, расселяли в своих имениях зависимых крестьян венгерского происхождения. Местное население вытеснялось в предгорные и горные районы Закарпатья.
Проникновение венгров в восточную часть Закарпатья Мараморош, малозаселенную, покрытую густыми лесами, началось лишь в конце XIII в. [988, с. 10]. ВXIV— XV, и особенно в XVI в., значительная часть сел в Украинских Карпатах и частично на равнине возникла на основании т. н. волошского права [799, с. 70]. Венгерские короли сохранили на захваченных землях существовавшие территориально-административные единицы — жупы, назвав их комитатами, и распространили на них нормы венгерского права. На территории вдоль течения реки Уж находился Ужанский комитат, восточнее его в долинах рек Латорицы и Боржавы — Бережений комитат, в средней части Закарпатья — Угочанский комитат. В начале XIV в. был создан Мара-морошский комитат. Территории комитатов не были постоянны, а их границы на юге и западе включали земли, не входящие ныне в состав Закарпатской области. Во главе комитатов стояли наджупаны или жупаны. Вначале они ведали лишь военными делами на территории комитата и являлись своего рода сборщиками налогов с населения в пользу короля, третью часть которых оставляли себе. В случае войны они возглавляли военную дружину из мужского населения данного комитата [988, с. 10]. В их компетенцию входило также судопроизводство в комитате. Но позднее, когда магнаты добились усиления своей власти, наджупаны и жупаны были лишены этого права [988, с. 20, 22].
Комитаты, в свою очередь, делились на районы (дистрикты), в каждый из которых входило по двадцать и более населенных пунктов. Центрами районов, как правило, были местечки, такие, как Великий Березный, Среднее, Косины и другие.
В XIV—XVI вв. около 65 проц. территории Закарпатья было покрыто лесом и горными пастбищами. Пригодная для сельского хозяйства почва составляла не более одной трети территории. Горное население занималось в основном скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством. Хлебопашество развивалось наиболее интенсивно в бассейне рек Ужа, Латорицы, Боржавы, Тисы, где применялось трехполье. В низинных районах были развиты также виноградарство и садоводство. Сельскохозяйственная продукция перерабатывалась на мельницах и виподельнях.
Из ремесел XIV — начала XVII в. в Закарпатье известны ткачество, кожевничество, портняжество, сапожничество, обработка камня. Многие ремесленники работали на строительстве замков, дворцов, добывали соль, выжигали известь, занимались изготовлением гонта, поташа, каменной, деревянной и глиняной посуды [767, с. 102].
Ко второй половине XIII в. относится признание королевской властью городов как экономических и политических институтов. К наиболее древним городам, согласно историческим документам, принадлежат Ужгород и Мукачево. В 1329 г. королевские привилегии были предоставлены Хусту, Вышкову, Тячеву и они стали называться королевскими. В письменных источниках этого времени упоминаются также Среднее, Чинадиево, Береги, Берегово, Севлюш, Вары, Косины, Белки и др. В XVI в. в Закарпатье насчитывалось свыше 20 городов. Некоторые из них (Берегово, Хуст, Севлюш) сыграли заметную роль в экономической и культурной жизни края [805, с. 16].
С развитием ремесла возникли цехи. Наиболее ранние сведения о ремесленных цехах относятся к XIV в. [871, с. 47]. Так, в Ужгороде существовали гончарный, сапожный, скорняжный, бондарный, портняжный, столярный и другие цехи. В отдельных городах появились крупные водяные мельницы, валяльни. Расширились соляные промыслы.
Углубление разделения общественного труда способствовало развитию торговли. Во всех городах проводились ярмарки.
О Венгрии того времени Карл Маркс писал, что там «магнаты были богатыми, король бедным; страной правили помещики, дворяне и прелаты…, (происходила) легкомысленная раздача государственного имущества, постоянные внутренние усобицы между магнатами, баронами и прелатами…» [4, с. 209, 210]. Это целиком и полностью относится и к Закарпатью.
С усилением экономического могущества и политической власти крупных землевладельцев основная масса сельского населения все больше попадала в зависимость. В раннефеодальный период в Закарпатье, как и в Венгрии, процесс формирования единого в хозяйственном и правовом отношении класса — феодально зависимого крестьянства закончился лишь во второй половине XIII — начале XIV в. [749, с. 116].
До середины XIII в. в Закарпатье имелись различные категории зависимых людей — замковые люди, удворпики, иобагионы, магнатские слуги. Замковые люди — категория крестьян, проживавшая в замковых имениях и владевшая собственными наделами. Удворники — крестьяне, сидевшие на землях, принадлежавших королю, которому они платили обычную дань, но не несли военной службы. Иобагионы — «лучшие люди», жившие в королевских имениях и имевшие свои наделы. Они обязаны были выполнять отработки и платить ренту, но их зависимость была менее тяжелой, чем удворников и замковых людей [749, с. 117, 118]. В процессе феодализации различия между этими категориями населения исчезли, сложился единый в экономическом и правовом отношении класс — феодально зависимое крестьянство. Законодательное оформление этого класса приходится на конец XIII в. Все крестьяне рассматривались как зависимые люди — иобагионес («народ», «люди», populus) [749, с. 152]. К тому времени повинности «народа» состояли из натуральных и денежных взносов.
Формы феодальной ренты были различны: крестьяне платили чинш, отбывали барщину, отдавали феодалу дань натурой, а также церкви — десятину. В середине XIV в. венгерский король Людовик I по требованию магнатов заменил десятину девятиной [767, с. 101]. После 1339 г. был введен налог, носивший название «доход монетного двора» — по 18 динариев с крестьянского хозяйства [749, с. 167]. Начиная с первой половины XV в. собирались и чрезвычайные налоги — на военные нужды. Крестьяне вносили государству оброк натурой, а также строили и ремонтировали дороги, засеки, укрепления. Они обязаны были выплачивать таможенные пошлины за пользование дорогами, мостами, переправами и т. п.
Феодалы ограничивали право свободного перехода крестьян от одного землевладельца к другому, требуя от королевской власти узаконения крепостничества. Королева Елизавета в грамоте от 1343 г. провозгласила, что крестьяне имеют право уйти от владельца только после получения разрешения от своего пана и уплаты соответствующих повинностей. Началось массовое закрепощение крестьян, особенно в Бережском и Угочанском комитатах.
За счет жестокой эксплуатации крепостных феодалы строили дворы-замки. На протяжении XIII—XV вв. замки были сооружены в городах Ужгороде, Мукачеве, Хусте, Севлюше, в селах Вышкове, Королеве, Невицком, Среднем, Долгом и др. Эти феодальные гнезда стали центрами жестокого экономического и политического угнетения трудового люда.
Феодалы еще в первой половине XIV в. присвоили себе право высшей юрисдикции над крестьянами. Им разрешалось иметь в своих имениях виселицы, выносить смертные приговоры и приводить их в исполнение [749, с. 168]. В истории Закарпатья того времени заметное место занимает княжение Федора Кориятовича. Последний, потеряв свои земли в Подолии в войне с литовским князем, вместе со своей дружиной переселился в Закарпатье. Здесь в 1396 г. он получил в дар от короля Венгрии крупное имение — Мукачевскую и Маковецкую доминии, в составе которых насчитывалось около 300 сел, и владел по 1414 г. В это время в Закарпатье усилилось развитие восточнославянской культуры.
В XV в. в крае насчитывалось сел — 581, их владельцев — 541. Неимоверно тяжелые бедствия и разорения причиняли крепостным крестьянам частые войны и феодальные междоусобицы, особенно характерные для раннего средневековья. Так, во время войны между королем Карлом Робертом и феодалами северо-восточной части Венгрии, длившейся более десяти лет, зависимые Ужгородского комитата вынуждены были не только нести военную повинность, но и содержать армию феодалов, в результате чего они оказались полностью разоренными [988, с. 39].
В XV—XVI вв., в связи с увеличением спроса на лесные материалы и сельскохозяйственную продукцию на западноевропейских рынках, в Закарпатье начала развиваться фольварочная система. В результате этого сокращалось крестьянское землевладение, что приводило к нарастанию протеста среди крестьян, проявлявшегося в отказе выполнять феодальные повинности, бегстве, убийстве наиболее ненавистных землевладельцев и их приказчиков, массовых выступлениях.
Крупные крестьянские восстания произошли в Закарпатье в 20—50-х годах XV в. Для их подавления венгерское правительство прибегало к военной силе [733, с. 801]. Активное участие приняли крепостные крестьяне восточной части Закарпатья в восстании волошских и венгерских крестьян, длившемся с апреля 1437 по январь — февраль 1438 г. [749, с. 173]. Одну из самых ярких страниц в историю классовых битв против угнетателей вписал трудовой люд Закарпатья во время крестьянской войны в Венгрии в 1514 г. во главе с Дьердем Дожей. В ходе борьбы было выдвинуто требование равного раздела земли, уничтожения крепостничества, национального и религиозного гнета. Эта война, охватившая всю Венгрию, нашла самый широкий отклик в Закарпатье. Несколько крестьянских отрядов, состоявших из украинцев, венгров и румын, населявших Закарпатье, в комитатах Угоча, Унг, Берег и Мараморош плечом к плечу выступили па стороне крестьянской армии Д. Дожи. Повстанцы штурмом брали шляхетские замки, громили поместья [749, с. 252]. В Мараморошском, Ужанском и Бережском комитатах вместе с крестьянами выступали мелкие торговцы и ремесленники городов. Восставшие овладели Мукачевским, Хустским и Королевским замками и расправились с ненавистными врагами. Они несколько недель контролировали всю территорию края. 15 июля 1514 г. под Темешваром повстанческое войско потерпело поражение, а сам Дожи, попав в плен, был подвергнут страшной казни — его посадили на раскаленный трон и короновали раскаленной короной [734, с. 401].
Подавив восстание в Венгрии, власти бросили войска в Закарпатье. К ним присоединились вооруженные отряды местных феодалов. Каратели перебили много людей, сожгли ряд сел. Уцелевшие повстанцы нашли приют в горах и продолжали борьбу. Ужгород, Мукачево, Берегово, Хуст, Вышково, Севлюш, Тячев, Солотвин были объявлены «бунтарскими». На протяжении двух лет крестьяне и городская беднота вынуждены были платить контрибуцию [752, с. 97]. После подавления восстания венгерский сейм утвердил акты, согласно которым, как подчеркивал Ф. Энгельс, «порабощение крестьян было снова признано законом страны» [2, с. 390]. На протяжении первой половины XVI в. власти издали законы о возвращении беглецов, которые оставили феодалов во время восстания 1514 г. [734, с. 402]. Вскоре после крестьянской войны Венгрия, обессиленная между феодальными распрями, стала объектом ограбления со стороны других, более сильных в экономическом и военном отношении стран. В 1526 г. в битве под Мохачем турки нанесли ей тяжелое поражение. Это привело к разделению страны на три части: Трансильванское княжество, северо-западные земли, оказавшиеся надолго под властью Габсбургов, и центральную часть Венгрии, оккупированную Турцией. Что же касается Закарпатья, то западная часть его попала под власть Габсбургов, а восточная отошла к Трансильванскому княжеству.
Во второй половине XVI—первой половине XVII в. расширилась фольварочная система хозяйства. Одновременно с этим возросла барщина, ставшая основной формой эксплуатации крестьян. Во многих имениях крестьяне работали по воле помещика. Так, в начале XVII в. крестьяне Мукачевской доминии отбывали барщину два дня в неделю, а в 30—50-х годах — более трех дней. Жители Рахова в 1600 г. отдавали доминии десятину от овец, 14 шкурок куниц и тысячу форелей.
В результате жестокой эксплуатации крепостных и своеволия феодалов, а также войн в XVI в. много сел пришло в упадок. Если в 1495 г. в Закарпатье в феодальных имениях насчитывалось 7966 крестьянских дворов, то во второй половине XVI в. их осталось лишь 3342. Тяжелые повинности на плечи трудящихся накладывало и феодальное государство. Кроме уплаты налогов и натуральных поборов па содержание войска, как и прежде, крестьяне и горожане выполняли ремонт старых и строительство новых укреплений, дорог, перевозку военного фуража, провианта и прочего.
XVI в. в Закарпатье характеризовался религиозной борьбой. В ходе реформации Трансильвания стала центром протестантизма. Он проник и в районы Ужгорода, Берегова, Мукачева, Севлюша, но распространился главным образом среди венгерского населения. В начале XVII в. в Закарпатье активизировались иезуиты. Население, выступая против иезуитов, не раз обращалось за помощью к Трансильвании. Поддерживая протестантов, в 1619 г. трансильванское войско вступило в Ужгород. Почти десять лет иезуиты и сторонники цесаря не решались появляться на Ужанщине. Но со временем в Ужгород прибыл с войском граф Другет и с помощью Габсбургов подавив протестантское движение. Иезуиты, располагавшиеся в 1615—1646 гг. в Гуменном, а в 1646 г. перешедшие в Ужгород, усиленно занимались обращением в католичество православных и протестантов. Окатоличиванию подверглась и часть православного духовенства. В 1642 г. мукачевский православный епископ Василий Тарасович в замке Лаксенберг (возле Вены) в присутствии австрийского императора и его семьи принял католицизм. Однако население Закарпатья не пошло за ним, и Тарасович вынужден был возвратиться в православие. Все же 24 апреля 1646 г. под давлением владелицы ужгородской латифундии Анны Другет в Ужгороде на собрании духовенства была провозглашена уния. Акт об унии подписала незначительная часть священников (63 из 650).
Подписание крупным духовенством унии вызвало всеобщий гнев и возмущение. Мукачевский епископ Тарасович вынужден был бежать из Закарпатья. На его место был поставлен православный священник Юско. В связи с этим комендант Мукачевского замка доносил князю Ракоци, что «…православное духовенство и русинское население готовы убить его (Тарасовича — прим, авт.) за его измену своей вере» [967]. После принятия унии борьба еще долго не прекращалась. Лишь в 1664 г. уния с помощью штыков была распространена на Бережений и Ужанский комитаты, а в 1713—1735 гг.— па Мараморош. Однако и после этого население продолжало борьбу против религиозного разобщения Закарпатья с основной частью украинского народа [805, с. 22].
Усиление феодального гнета явилось причиной отказа крестьян выполнять феодальные повинности, бегства из помещичьих имений, а также антифеодальных восстаний. Одним из наиболее крупных было выступление солекопов Мараморощины в 1551 г. Оно было вызвано невыносимо тяжелыми условиями труда на солеразработках. Феодалы превратили работных людей в каторжан, запретив им вообще покидать шахты ц бараки. Осенью 1631 г. взялись за оружие крестьяне Верхней Тисы. Вскоре пламя восстания охватило значительную территорию Словакии и Закарпатья [847, с. 35, 36]. Но повстанцы действовали разрозненно и потерпели поражение.
Наряду с крестьянскими выступлениями в XVI— XVII вв. в Карпатах постоянно действовали опришки. Их отряды нападали на представителей господствующей верхушки, захваченное у них добро раздавали сельской бедноте. В 1492 г. на территории Словакии и Закарпатья действовал отряд Федора Головатого. В конце XVI в. в Прикарпатье, Закарпатье и Словакии антифеодальную борьбу вел отряд опришков, руководимый Марком Гаталой. В него входили Юрча, Фабиан, Мацко и др. [871, с. 82—87]. В 1629—1630 гг. отряд опришков, в котором находились крестьяне сел Быстрого, Лютой, Волосянки, Загорба, Ставного и Ужка, совершили нападения на имение польского шляхтича Казимира Турского [805, с. 22]. В 1634 г. галицкая шляхта обратилась к Дьердю I Ракоци с жалобой на крепостных, нападавших на ее имения. Выступления крестьян достигли такого размаха, что император Фердинанд III в 1643 г. издал декрет, в котором призывал магнатов и администрацию Ужанской жупы принимать самые решительные меры для подавления крестьянских восстаний [644, с, 355].