Искусство и культура Закарпатья в эпоху феодализма
После захвата Закарпатья венгерскими феодалами, несмотря на феодальный гнет, бедствия и лишения широких масс трудящихся, в крае продолжала развиваться культура. Как и во времена Киевской Руси, при церквах и монастырях действовали школы. В конце XIV в. в летней резиденции графа Другста была открыта школа монашеского ордена святого Павла, готовившая служителей для католической церкви.
Со второй половины XVI в. в Закарпатье школы действовали не только в городах, по и в крупных селах при церковных общинах. Они были, например, в Великих Лучках, Великой Копани, Вышкове. В налоговом списке за 1593 г. упоминается церковно-приходская школа с украинским языком обучения в с. Порач Спишского комитата. Упоминание о русском учителе МатенеМамойдовиче (1657) дает основание предположить о существовании школы с родным языком преподавания в Ужгороде. Украинские учителя были и в селах Закарпатья. В 1653 г. «Тимофей даскал Копанскый» в конце переписанной им книги сделал приписку: «Отцы честный и ви братія, читайте и справляйте…». Следовательно, Тимофей сам учительствовал в с. Копане и обращался к учителям, которые учили детей в других селах [894, с. 12, 13].
Сохранились письменные памятники тех времен, среди них «Королевское евангелие» (1401), переписанное Станиславом Граматиком. По технике исполнения эта рукопись может равняться с известным «Пересоппицким евангелием» 1556—1561 гг. Ко второй половине XIV в. относятся «Мукачевский псалтырь» и «Ужгородский полуустав». С XV в. уцелели отдельные памятники светской письменности, в частности дарственные грамоты. Ценными памятниками письменности XV—XVI вв. являются «Ужгородская праздничная минея», «Тереблянский пролог», «Торунский сборник», а также евангелия, триоды и октоихи, литургиконы и другие рукописные богословские книги [892, с. 75—78]. Одно из евангелий XVI в., обнаруженное в Ужгороде, условно называется «московским», поскольку, очевидно, завезено сюда из Москвы [892, с. 76—78].
В конце XV в. в Закарпатье появились первые печатные книги на славянском языке, изданные в Кракове Швайпольтом Фиолем («Осмогласник», «Часословец» и др.), пражские издания белорусского культурного деятеля Георгия (Франциска) Скорины («Библия русская» и др.) и книги сербских деятелей культуры Божидора и Викентия Букавичей, изданные в Венеции («Сборник», «Молитвенник» и др.). Среди закарпатцев большой популярностью пользовались издания русского первопечатника Ивана Федорова, в частности его «Острожская библия» 1581 г. В 1571 г. Яном Благослаевым была издана «Чешская грамматика», в которой помещена одна из первых записей украинской народной песни «Штефан-воевода» [805, с. 31, 32].
Рукописные и печатные книги, распространяемые в Закарпатье, отличались высокими художественными качествами оформления. Основными элементами в оформлении книг были заставки и художественные инициалы, а также окаймление растительного характера. В Ужгородском государственном краеведческом музее хранится «Евангелие» тех времен [860, с. 52]. Возникновение и рост новых городов обусловили развитие строительного дела, создание новых и усовершенствование старых типов сооружений. В конце XVI — первой половине XVII в. происходили изменения в фортификационном и гражданском строительстве. Начали строиться замки и замки-дворцы, двух- и трехэтажные жилые дома. В архитектуре получили распространение формы итальянского Возрождения, которые были использованы, в частности, при перестройке Мукачевского и Ужгородского замков [784, с. 71, 72]. В культовом строительстве встречаются центрические по композиции однонефные сооружения со строгими, без членений и украшений наружными стенами (Горянская ротопда) и дву- и трисрубные храмы с несимметричными верхами [753, с. 43]. В убранстве множества небольших церквей использовались произведения народных иконописцев, нашедшие в Закарпатье самое широкое распространение. Располагающие примитивными художественными средствами, народные мастера создавали иногда подлинные шедевры, поражающие искренним н здоровым отношением к человеку (сюжет «Адам и Ева» в церквах сел Прислоп, Подобовец, Изки) [858, с. 280, 282].
Высокого уровня развития достигло искусство резьбы по дереву. В начале XVII в. в резьбе преобладают растительные мотивы, рельеф ее по сравнению с предшествующим периодом становится более сочным и пластичным.
Наряду с местными в крае работали мастера-архитекторы и живописцы из соседних стран, что привнесло в искусство тенденции итальянской, чешской и других школ. К произведениям, выполненным в новой стилевой манере, принадлежат фрески Горянской ротонды, построенной, по-видимому, в конце XIII в. местными мастерами с использованием древнерусских традиций и расписанной в XIV—XV вв. иностранными мастерами. В фресках с большим мастерством переданы индивидуальные черты и душевное состояние человека, позы и лица наделены большой выразительностью.
Как и прежде, во второй половине XVII в. иностранное господство задерживало экономическое и политическое развитие Закарпатья. Трудовой люд страдал от феодального и национального гнета. Постоянные кровопролитные войны между Габсбургами и сторонниками князей опустошали край, ухудшали и без того тяжелое положение крестьян и мещан. Ключевые должности в комитатах занимали венгерские и местные феодалы, гражданские права сохранялись только за высшим духовенством и дворянством. Основная масса населения оставалась бесправной.
Во второй половине XVII в. возросло феодальное землевладение. Большинство земель Закарпатья, считавшихся государственными, путем пожалований перешло в руки венгерских феодалов — Драгов, Переньев, Другетов и др. Рост феодального землевладения сопровождался обезземеливанием крестьянских хозяйств, потерей ими тягловой силы. Так, в Ужгородской доминии только 2,2 проц. крестьянских хозяйств обрабатывали полные наделы, 3,6 проц.— 3/4 надела, 40 проц.— 1/2 надела, 2,3 проц.— 1/3 надела, 47,1 проц.— 1/4 надела и 4,8 проц.— 1/8 надела. В Мукачевской доминии поголовье лошадей уменьшилось в 3,7 раза (с 1645 по 1711 г.), в Чинадиевской — в 4,7 раза (с 1648 по 1699 г.) [871, с. 62, 63]. Феодальные повинности законом по существу не ограничивались. В Ужгородской казенной доминии, которая по 1691 г. принадлежала графам Другетам, существовало пять видов денежных налогов и десять разрядов натуральных поборов и барщинных повинностей. Особенно тягостными были барщинные повинности, общие для всех крепостных крестьян, включая и желлеров. В XVIII в. в Ужгородской доминии иоббадь обязан был половину рабочего времени находиться на барщине. В Мукачевской доминии в 1659 г. каждый надельный крестьянин со своим тяглом должен был отработать барщины 105 дней в году. На каждого желлера приходилось 50 дней пешей барщины.
Эксплуатация крестьян принимала особенно жестокие формы в имениях, переданных в аренду, т. к. арендаторы требовали повышенную феодальную ренту. Одновременно с усилением феодальной эксплуатации крестьян, по мере все большего вовлечения магнатских латифундий в сферу товарно-денежных отношений, теряли свои права и привилегии либертины, т. е. лично свободное население. С конца XVII в. уже и большинство шолтысов должно было отрабатывать барщину наравне с крепостными.
Крепостное крестьянство Закарпатья не было социально однородной массой. В XVII в. зажиточная прослойка среди крестьян составила свыше 3 проц., средний слой — «с плугом» и сокращенным до половины телеком — более 17 проц. и, наконец, около 80 проц. крестьянского населения — деревенская беднота.
Развитие крупного феодального землевладения, сложные политические события сказались и на общем состоянии городов, большинство которых находилось па территории латифундий феодалов и зависело от них как в экономическом, так и в политическом отношении. Количество жителей в городах было сравнительно незначительным. Главные экономические позиции занимала эксплуататорская верхушка торгово-ремесленного населения. Основная тяжесть феодальной эксплуатации ложилась на плечи ремесленников, батраков и мелких торговцев. По своему составу население городов было многонациональным. Кроме украинцев, здесь жили венгры, немцы, евреи и другие.